Хариджиты
Хариджи́ты (араб. الخوارج – восставшие, раскольники), представители религиозно-политического толка в исламе, возникшего в 7 в. и отличающегося как от учения суннитов, так и от шиизма. Начало движению положила группа в 12 тыс. воинов из числа сторонников халифа Али ибн Аби Талиба, которая во время гражданской войны в 657 г. порвала с ним, будучи недовольной согласием Али на третейский суд между ним и его соперником – Муавией ибн Аби Суфьяном. Впоследствии хариджиты вели ожесточённую борьбу с Али, а после его убийства одним из хариджитов – с Омейядами, затем – с Аббасидами.
Ещё на раннем этапе своей истории хариджиты разделились на множество соперничающих между собой группировок, главными из которых выступали азракиты, суфриты и ибадиты (или абадиты). Общим для них является положение о выборности халифа, на пост которого может претендовать любой верующий, независимо от его этнического или социального происхождения, «будь он хоть чернокожий раб». Свой политический демократизм хариджиты сочетали с религиозной нетерпимостью. Мусульманин, совершивший тяжкий грех, становится вероотступником и, по мнению крайних хариджитов, против него надо вести войну за веру (джихад). Ратуя за чистоту религии, они осуждали любую роскошь, запрещали музыку, игры и табак. За это порой их (как позднее и ваххабитов) называют «пуританами ислама».
Представляя умеренное крыло хариджитов, ибадиты в 8–9 вв. создали свои государства-«имаматы» в Северной Африке (династия Рустамидов), Йемене и Омане (здесь их государство существует и поныне), и только в их лице движение хариджитов сохранилось до наших дней, составляя около 1% мусульман. Помимо Омана, где ибадиты образуют большинство населения, значительные их общины имеются в Алжире, Тунисе, Ливии и на о. Занзибар (Танзания). Но, как правило, современные ибадиты открещиваются от хариджитов, и сам термин «хариджиты» ныне обычно прилагается ко всем движениям, разделяющим экстремистскую установку хариджитов по отношению к другим мусульманам.