Аббасиды
Аббаси́ды (араб. العبّاسيّون , بنو العباس) арабская династия, стоявшая в 750–1258 гг. во главе мусульманского государства – Халифата. Считались прямыми потомками Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба (ум. 653), дяди пророка Мухаммеда.
Приход к власти и становление Аббасидского Халифата
Аббасиды пришли к власти в результате победоносного восстания, использовав социальные, этнические и идеологические противоречия, порождённые правлением династии Омейядов, прежде всего конфликтом между арабскими племенами, занимавшими привилегированное положение в государстве, и новообращёнными мусульманами неарабского происхождения (мавали), подвергавшимися дискриминации вопреки установкам ислама. Политическое недовольство в Халифате находило своё выражение в оппозиционных религиозных течениях (шиитов, хариджитов и др.), приверженцы которых неоднократно поднимали восстания. Самой успешной оказалась антиомейядская группировка под руководством потомков Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди Мухаммеда. Особое внимание заговорщики уделяли пропаганде на восточной окраине Халифата, в Хорасане, где исламизированное иранское население тяготилось арабским засильем. С 747 г. подготовку восстания в Хорасане возглавил Абу Муслим, бывший раб иранского происхождения, которому удалось сплотить различные группировки оппозиции. В начале 748 г. он с отрядом своих сторонников вступил в Мерв.
В 748 – начале 749 гг. восставшие завоевали всю территорию Ирана и в сентябре 749 г. вступили в Куфу; туда же прибыл Абу-ль-Аббас, глава рода Аббасидов, которому повстанцы принесли присягу. В январе 750 г. основные силы Омейядов были разбиты в сражении на реке Большой Заб, последний омейядский халиф Марван ибн Мухаммад (Марван II) с остатками своих приверженцев бежал в Египет, где был настигнут и убит. Большинство его родственников были истреблены. Один из немногих уцелевших Омейядов, эмир Абд ар-Рахман, бежал в Испанию, где основал эмират с центром в Кордове. Остальной мусульманский мир признал главенство Аббасидов.
Придя к власти, Аббасиды стали избавляться от своих вчерашних союзников. Один за другим были уничтожены хорасанские вожди «Аббасидской революции». Опасаясь, что близость с крайними шиитскими сектами оттолкнёт от династии суннитское большинство империи, власти подвергли репрессиям шиитов.
По своей структуре Аббасидский халифат более, чем при Омейядах, соответствовал образцу общемусульманской наднациональной империи. Арабы утратили своё привилегированное положение, статус подданных-мусульман сравнялся, а власть халифов усилилась; управление государством перешло от арабской аристократии к иерархии чиновников, зависевших лично от халифа. Стали копироваться некоторые формы сасанидской государственной традиции; в бюрократическом аппарате, идеологии, культуре заметно возросло влияние выходцев из Ирана. Во внутренней политике прослеживается перенос культурно-политического центра из Сирии в Ирак. В 762 г. второй халиф династии, Абу Джафар аль-Мансур (754–775), основал вблизи древней Селевкии-Ктесифона новую столицу – Багдад, ставший крупнейшим городом Востока, средоточием арабской науки и культуры. При Аббасидах заметно выросла роль ислама в государственной идеологии; халифы всячески подчёркивали своё религиозное благочестие.
Пиком расцвета халифата Аббасидов стало правление Харуна ар-Рашида (786–809), воспетое в сказках «Тысячи и одной ночи». Халифы стремились сохранить опору на хорасанцев, выходцы из этой провинции составили костяк аббасидской гвардии. В своей политике централизации империи власти использовали чиновничество, сословие писцов-катибов, происходивших, главным образом, из иранских мавали. Иранский род Бармакидов (потомки буддийского жреца в Балхе) дал два поколения визирей аббасидским халифам во 2-й половине 8 в.
При Аббасидах не проводилась активная завоевательная политика. В 751 г. в битве у Таласа в Центральной Азии арабские войска остановили экспансию китайской империи Тан. Продолжалось продвижение мусульман на юго-восток, в бассейн Инда. На византийской границе сохранялось неустойчивое равновесие, локальные войны чередовались с крупными походами в глубь Малой Азии (806, 833, 838). В значительно большей степени внимание Аббасидов отвлекали внутренние конфликты. Политическая ситуация в государстве оставалась крайне нестабильной, в провинциях вспыхивали мятежи. Западнее Ифрикии (нынешнего Туниса) власть Аббасидов не распространялась, там сменяли друг друга берберские княжества хариджитской или шиитской ориентации. Крупные революционные движения разворачивались в восточных областях халифата под предводительством зороастрийских, маздакидских или шиитских сект [восстание Муканны в Мавераннахре (776–783), Бабека (816–837) в западном Иране].
Правление Аббасидов было временем расцвета арабской культуры. Огромную роль в развитии арабо-мусульманской мысли сыграло усвоение арабами античного культурного наследия через христиан-сирийцев. Со 2-й половины 8 в. по 10 в. известны десятки христианских учёных, занимавшихся переводами на арабский язык сочинений Аристотеля и неоплатоников, Гиппократа и Галена, математических и географических трудов. Христиане Халифата славились своими научными, и особенно медицинскими, познаниями.
Религиозная политика первых Аббасидов (2-я половина 8 – 1-я треть 9 в.) не отличалась от омейядской. Немусульмане (зиммии) продолжали занимать престижные социальные ниши, играя видную роль в торговле и финансах, многих ремёслах, медицине, государственном аппарате. Однако на рубеже 8–9 вв. христианские народы Халифата вступили в полосу малообъяснимого кризиса, сопровождавшегося депопуляцией, культурным упадком, растущей исламизацией.
После смерти Харуна ар-Рашида началась гражданская война между его сыновьями Мухаммадом аль-Амином (халиф в 809–813) и аль-Мамуном. Эти потрясения сопровождались полной дезинтеграцией халифата, появлением в провинциях локальных независимых правителей, их междоусобными войнами, опустошением земледельческих областей бедуинами. Вышедший победителем в гражданской войне аль-Мамун сумел постепенно консолидировать государство. Его правление, ознаменовавшееся новым подъёмом науки и культуры, считается последним этапом «золотого века» Аббасидов.
Кризис и упадок династии
Преемники аль-Мамуна столкнулись с армейскими проблемами. Хорасанская гвардия обладала слишком большим влиянием и собственными интересами, правившая в Хорасане династия наместников Тахиридов почти не подчинялась Багдаду. В противовес хорасанцам Халифы стали формировать гвардию из тюркских невольников. Военнопленные тюрки («мамлюки», «гулямы») массами попадали в Халифат из центральноазиатских степей и были широко востребованы в армии ввиду своих высоких боевых качеств, отчуждения от общества Халифата, личной преданности халифу. Из-за конфликтов тюркской гвардии с жителями Багдада халифы перенесли резиденцию в г. Самарра, в 100 км выше по течению Тигра. Самарра была столицей халифата в 836–892 гг. Там халифы оказались в полной зависимости от верхушки гвардии. Численность её росла, а командиры получили доступ к высшим государственным должностям.
Со 2-й трети 9 в. в Халифате изменяется характер межконфессиональных отношений. Политический кризис в государстве, междоусобные войны, прекращение победоносной экспансии вызвали в мусульманском обществе тоску по былому величию ислама, утраченной простоте нравов и привели к подъёму фундаменталистских настроений и росту религиозной нетерпимости. Поворотным в религиозной политике государства стало правление халифа аль-Мутаваккиля (847–861). Пытаясь избавиться от опеки тюркских гвардейцев, халиф искал опору среди консервативных кругов общества. Он начал систематические гонения на шиитов, «неортодоксальные» мусульманские учения, а также на зиммиев, стремясь подорвать позиции иноверцев в управленческом аппарате и общественной жизни.
Нарастали процессы исламизации. Как считается, к 800 г. мусульмане стали составлять большинство в Иране, к 900 г. – в Сирии и Египте. Оставшиеся в Халифате христиане постепенно переходили в быту и письменности на арабский язык, развивалась арабоязычная христианская литература.
Ко 2-й половине 9 в. тюркские гулямы настолько усилились, что фактически управляли государством, возводя и свергая халифов по своему усмотрению.
Начался территориальный распад Халифата, провинции выходили из повиновения. Ещё в 788 г. отпали от Халифата берберы Магриба во главе с шиитской династией Идрисидов; в 800 г. династия Аглабидов превратила в своё наследственное владение Тунис; в 822 г. фактически отделился Хорасан; с 892 г. в Мавераннахре образовалось государство Саманидов; в 9–10 вв. халифы дважды теряли Египет, переходивший к тюркским династиям Тулунидов и Ихшидидов. Хотя большинство эмиров формально признавали главенство аббасидского халифа и платили ему некоторую дань, но в своей политике и в вопросах престолонаследия они оставались совершенно самостоятельны.
Страну сотрясали социально-политические конфликты – восстание африканских рабов «зинджей» в Южном Ираке (869–883), долгое военное противостояние с радикальной шиитской сектой карматов, закрепившихся на рубеже 9–10 вв. в восточной Аравии и терроризировавших своими набегами земли Сирии и Ирака.
К середине 10 в. распад Халифата завершился. Под властью Аббасидов остался Багдад с прилегающими областями Средней и Нижней Месопотамии. Даже титул халифа потерял ореол исключительности: в 10 в. помимо Аббасидского существовали Кордовский халифат Омейядов в Испании (с 929) и шиитский халифат Фатимидов в Северной Африке. В 945 г., когда к Багдаду подступили войска шиитской династии Буидов из западного Ирана, халиф аль-Мустакфи сдался им без сопротивления. Новые правители Багдада лишили халифа политической власти и превратили Ирак в одну из своих провинций. В большей части мусульманского мира халифа продолжали считать религиозным главой: не обладая реальной силой, халифы оставались символом мусульманского сообщества. В 1055 г. на смену Буидам к власти в Ираке пришли тюрки-сельджуки; хотя они и были суннитами, статус халифов не изменился, они оставались почётными пленниками в своём дворце. Ослабление Сельджукидов в середине 12 в. дало возможность халифам вернуть политическую самостоятельность; с 1157 г. халифат Аббасидов снова существовал как независимое государство, однако не выходившее за пределы Ирака. Военно-политические ресурсы Аббасидов были невелики, но в мусульманском мире их продолжали признавать духовными лидерами.
Конец государству Аббасидов положило монгольское нашествие. В начале 1258 г. войска Хулагу-хана после недолгой борьбы овладели Багдадом; жители мусульманских кварталов были перебиты или уведены в плен, последний халиф аль-Мустасим был казнён. После падения Халифата египетские мамлюки провозгласили халифом самозванца, выдававшего себя за одного из уцелевших Аббасидов. Он и его потомки пребывали в Каире и выполняли декоративные функции для придания легитимности власти мамлюков.