Несторианство
Несториа́нство, догматическое течение в христианстве, видящее в Богочеловеке Иисусе Христе два субъекта (Сына Божия и человека Иисуса). Названо по имени Нестория, архиепископа Константинопольского (428–431).
Несторианство возникло в 5 в., в эпоху формирования христологической доктрины Церкви, когда участники догматических споров опирались прежде всего на местные традиции, развивавшиеся в локальных богословских школах. В ответ на ереси арианства, умалявшего Божество Христа, и аполлинарианства, умалявшего Его человечество, богословы антиохийской школы учили о двух совершенных природах во Христе, имеющих каждая свою ипостась и своё лицо. В этой школе, к которой принадлежали Феодор Мопсуестийский и его ученик Несторий, понимали, что в таком богословском ви́дении единый Христос разделяется на два реальных лица, и пытались преодолеть эту трудность. Способ соединения двух природ во Христе обозначался терминами «сопряжение» (συνάφεια), «обитание» (ἐνοίϰησις), «относительное единство» (σχετιϰὴ ἔνωσις), которые могли пониматься как выражение не единства лица, но всего лишь морального единства двух лиц: единая воля, единое действие, единое господство и владычество. Таким образом, антиохийская богословская школа, а вслед за ней и несторианство невольно разделяли единого Христа на два лица («два сына»): Бога Слова, предвечно рождённого от Бога Отца, и человека Иисуса, рождённого от Марии в определённый исторический момент, с которым соединилась вторая Ипостась Троицы. Вступив на Константинопольскую кафедру, Несторий объявил своим приоритетом беспощадную борьбу с ересями, каковыми он считал и несоответствия богословию воспитавшей его школы. Несторий поддержал неизбежную для его богословского направления критику освящённого двухвековой традицией именования Девы Марии Богородицей.
Главное возражение против несторианства относилось к учению о спасении: страдания простого человека, хоть и соединённого совершенно особым образом с Сыном Божиим, не могли быть спасительными для человечества; таковыми могли быть лишь страдания по человечеству воплотившегося Сына Божия. В силу этого можно говорить о том, что Сам Бог родился, страдал и умер (т. н. теопасхизм), и, следовательно, называть Марию Богородицей.
Разгорелась полемика, приведшая в 431 г. к созыву в Эфесе III Вселенского собора, на котором председательствовал главный оппонент Нестория, представитель александрийской школы, святитель Кирилл Александрийский, которого поддержал папа Римский Целестин I. Несторий был низложен и сослан, при этом собор не дал христологического определения, предложив довольствоваться Никейским Символом веры и одобрив позицию святителя Кирилла в его полемике с Несторием. Однако сирийские епископы, соотечественники Нестория, во главе с архиепископом Антиохийским Иоанном отказались признать решения собора. Произошёл раскол: Антиохийская кафедра отделилась от общения с другими церквами. Вскоре на примирении спорящих настоял император, и в 433 г. Александрийский и Антиохийский архиепископы подписали догматический документ, в котором, благодаря готовности на взаимные уступки, была сделана успешная попытка согласования позиций и терминологии двух богословских школ.
В 451 г. IV Вселенский (Халкидонский) собор вновь осудил Нестория и дал христологическое вероопределение православной Церкви, синтезировавшее александрийское и антиохийское учения о Христе: единое Лицо и единая Ипостась в двух природах. Из-за неприятия этого определения частью христиан вспыхнули новые споры, вызвавшие небывалое церковное разделение, однако и последователи Халкидонского собора (православные), и не признавшие его решений т. н. монофизиты, державшиеся за формулу «единая природа», боролись против несторианства, которое стало вытесняться за пределы Византии в восточную Сирию, находившуюся под властью сасанидского Ирана. Здесь оно получило распространение благодаря авторитету Феодора Мопсуестийского, чьи толкования Библии в сирийском переводе считались эталоном экзегезы у богословов нисибинской школы. Кроме того, при гонениях на несторианство в Византии для восточно-сирийских христиан отождествление с несторианством снимало политическое обвинение в сочувствии «римлянам» (Византии), которое в державе Сасанидов периодически вызывало преследование христиан. В Византии полемика против несторианства продолжалась как реакция на обвинения монофизитов, отождествлявших несторианство и халкидонское православие. В 553 г. V Вселенский собор осудил Феодора Мопсуестийского, а также сочинения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского против Кирилла Александрийского.
Вследствие почитания христианами державы Сасанидов Феодора Мопсуестийского и Нестория в 7 в. их учение стало официальным исповеданием Ассирийской церкви Востока, что воспринималось православными как несторианство, хотя сами представители этой Церкви отрицают тождество своей доктрины с учением, которое под именем несторианства было осуждено на Вселенских соборах. В 7–14 вв. миссионеры Церкви Востока дошли до крайних восточных и южных пределов Азии. Впоследствии догматическое противостояние несторианства остальному христианскому миру ослабело. Большая часть последователей несторианства приняли унию с Римско-католической церковью, составив внутри неё особую Халдейскую католическую церковь. В Индии подавляющее большинство несториан приняло монофизитство. В конце 19 – начале 20 вв. в Персии действовала Урмийская миссия Русской церкви, успешно обращавшая несториан в православие.