Руднева Анна Васильевна
Ру́днева А́нна Васи́льевна [26.1(8.2).1903, село Воронцово-Александровское Прасковейского уезда Ставропольской губернии, ныне г. Зеленокумск, Советский район, Ставропольский край – 19.10.1983, Москва; похоронена на Кунцевском кладбище], российский музыковед-фольклорист, хоровой дирижёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966).
Родилась в семье музыкантов. Мать – Александра Федосеевна Даниленко (1871–1945) – хорошо играла на рояле, в годы Гражданской войны 1917–1922 гг. подрабатывала тапёром. Отец – Василий Яковлевич Руднев (1870–1926) – совмещал службу управляющим имением с работой учителем пения в школе и регентством. А. В. Руднева рано начала освоение фортепианной игры и с 8 лет пела на клиросе в церкви.
В 1918 г., ещё до окончания гимназии (1920), начала работать в качестве пианистки в кино и театре, а также помощника хормейстера при Отделе народного образования в Георгиевске. В 1924 г. поступила на инструкторско-педагогический факультет Московской консерватории (МГК), который окончила как хоровой дирижёр (1929, класс Н. М. Данилина) и музыковед-теоретик (1930); училась там же у П. Г. Чеснокова (хоровой класс), А. Д. Кастальского (хоровая литература), Н. С. Жиляева (гармония), М. Ф. Гнесина (полифония), А. В. Никольского (народная песня).
По окончании консерватории работала хормейстером студенческого хора в Радиокомитете и Вечерней рабочей консерватории. С 1931 г. по командировке Всесоюзного радио заведовала музыкальной частью радиовещания и руководила народным и профессиональным хорами в Хабаровске и Владивостоке. В 1934–1938 гг. редактор Радиокомитета, руководитель общегородского самодеятельного хора, методист областного Дома народного творчества в Воронеже. В 1945–1949 гг. А. В. Руднева научный консультант и руководитель Хора бронницких крестьян, созданного П. Г. Ярковым, в 1949–1954 гг. – художественный руководитель хора русской песни Всесоюзного радио. Позднее при её активном содействии было открыто Всероссийское хоровое общество (1957) и отделение руководителей народных хоров в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1966).
В середине 1930-х гг. начала серьёзно изучать народную музыкальную культуру, участвовала в составлении сборника «Народные песни Воронежской области» (1939). При содействии К. В. Квитки в ноябре 1939 г. зачислена старшим лаборантом в Кабинет по изучению музыкального творчества народов СССР Московской консерватории [также известный как Кабинет народной музыки, ныне Научный центр народной музыки (НЦНМ) имени К. В. Квитки]. В 1941–1943 гг. обучалась в аспирантуре (научный руководитель – Квитка). Во время перерыва в учёбе (с октября 1941 по апрель 1942 в связи с эвакуацией консерватории в Саратов) участвовала в мероприятиях по обороне Москвы, награждена медалью «За оборону Москвы» (1944).
С 1943 г. А. В. Руднева начала преподавать в Московской консерватории: в качестве ассистента профессора К. В. Квитки на кафедре музыкального фольклора (функционировала в 1940–1949), с июля 1945 г. – доцента (учёное звание присуждено в 1950). С 1949/1950 учебного года вела специальный лекционный курс русского народного музыкального творчества для студентов-музыковедов. В 1960-е – 1970-е гг. совместно с коллегами в Кабинете народной музыки и на кафедре истории музыки народов СССР разрабатывала методику преподавания вузовского и училищного курсов народного музыкального творчества, а также нотной расшифровки звукозаписей и стилевого анализа народных песен.
В 1964 г. защитила диссертацию «Народные песни Курской области (Курские танки и карагоды, таночные и карагодные песни и инструментальные наигрыши)», за которую получила степень доктора искусствоведения. С 1967 г. профессор кафедры истории музыки народов СССР Московской консерватории.
В 1966 г. участвовала в коллегиальной разработке проекта отделения руководителей народных хоров в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (с А. А. Юрловым, В. И. Харьковым, Н. В. Калугиной и Н. К. Мешко), преподавала на отделении до 1972 г.
За годы педагогической работы А. В. Руднева была наставником многих студентов, аспирантов, стажёров, среди которых были музыковеды, композиторы, хоровые дирижёры. Многие избрали этномузыкознание в качестве специализации: Э. Е. Алексеев, А. А. Банин, И. А. Богданов-Бродский, С. Л. Браз, О. М. Герасимов, Н. Н. Гилярова, Н. Ю. Данченкова, Н. И. Жуланова, А. С. Кабанов, С. Н. Кондратьева, Л. Ф. Костюковец, Н. М. Савельева, А. Е. Слезко, Н. К. Пархоменко, В. М. Щуров и др. Отмечая вклад Рудневой в отечественную науку, А. М. Мехнецов писал: «Своим опытом музыканта, учёного, учителя она связала блестящую эпоху русской музыкальной науки, фольклористики прошлого с настоящими усилиями и свершениями её учеников и последователей» (Гилярова. 2003. С. 3).
Интенсивную педагогическую работу совмещала с заведованием (в 1945, 1953–1955 и 1959–1961), позднее научным руководством (1961–1983) Кабинетом народной музыки Московской консерватории. Как фольклорист-собиратель А. В. Руднева отдавала предпочтение южным регионам России. С 1940 по 1973 г. побывала в качестве участника и руководителя в 14 фольклорных экспедициях: в Воронежскую, Белгородскую, Московскую и Курскую области. Полевые звуковые, рукописные и фотоматериалы (издана лишь незначительная часть курских и московских) хранятся в фондах Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки. В последних экспедициях принимала участие её дочь, Евгения Васильевна Руднева (1939–2020), одна из первых отечественных этнохореографов.
А. В. Руднева уделяла много внимания просветительской деятельности. Вступив в 1951 г. в Союз советских композиторов, участвовала в работе различных комиссий Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР, организации симпозиумов, конкурсов, фестивалей. Активно поддерживала идею проведения музыкально-этнографических концертов Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, проходивших преимущественно во Всесоюзном Доме композиторов с 1966 г. «и сыгравших огромную роль в формировании отношения интеллектуальной московской публики к народному искусству» (Гилярова. 2003. С. 8). Подбирала записи этнографических коллективов и солистов, выступавших в этих концертах, для публикации (в том числе в серии «Поют народные исполнители») на грампластинках (Русские народные песни и пляски. Ансамбль певцов села Плёхово Курской области. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия». 33-Д-25611-12, 1969). Читала публичные лекции, участвовала в радиопередачах, сотрудничала с композиторами, интересовавшимися её записями (С. С. Прокофьевым, Г. В. Свиридовым). Выступила научным консультантом ряда кино- и телефильмов, посвящённых русским народным традициям, в том числе «Основные виды русского народного танца», раздел третий (режиссёры Б. А. Альтшулер, Г. Ф. Чертов, 1970).
Развивая научные идеи К. В. Квитки и Б. В. Асафьева, учитывая достижения и открытия современников – Л. А. Мазеля, Х. С. Кушнарёва, В. Я. Проппа, В. Л. Гошовского, Ф. А. Рубцова, Е. В. Гиппиуса, Т. С. Бершадской, Н. Д. Успенского, Я. М. Гиршмана, Ю. Н. Холопова, А. В. Руднева внесла весомый вклад в изучение отечественной традиционной музыкальной культуры. Значительная часть её работ посвящена вопросам теории: стихосложению, музыкальной и музыкально-поэтической ритмике, формообразованию, ладовым особенностям русской народной песни. Руднева разработала оригинальный метод анализа образцов музыкального фольклора (путём реставрации и установления архетипа, на основе теории распетого стиха, теории слогового ритма, а также сведения вариантов); ею обоснованы и практически апробированы собственные принципы тактирования в нотациях, предложены важные положения для изучения строфики музыкально-поэтической формы. Ей принадлежат перспективные идеи в области исследования закономерностей ладообразования (в особенности в связи с обиходным звукорядом), в этноинструментоведении (применительно к южнорусскому инструментарию) и в освоении региональных и локальных народных музыкальных традиций.
Награждена орденом «Знак Почёта» (1961).