Мехнецов Анатолий Михайлович
Мехнецо́в Анато́лий Миха́йлович (27.5.1936, посёлок Гирвас Петровского района Карельской АССР, ныне Кондопожского района Республики Карелия – 30.9.2008, Санкт-Петербург; похоронен на Смоленском кладбище), российский этномузыколог, заслуженный деятель искусств РФ (1994). Кандидат искусствоведения (1983). Учёный-практик, посвятивший себя исследованию и сохранению русской народной музыкальной культуры, педагог, общественный деятель. Продолжатель традиций фольклористической школы Ленинградской консерватории, А. М. Мехнецов поднял её на новый уровень.
Биографические сведения
Отец – Михаил Николаевич Мехнецов (скончался в 1941 в Ленинграде), из крестьян Олонецкой губернии (ныне Вытегорский район Вологодской области). Служил на крейсере «Диана», где вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, затем занимался политической деятельностью в Вытегре и окружающих посёлках, однако впоследствии разочаровался в результатах Октябрьской революции 1917 г. и вышел из партии. Мать – Наталья Ивановна (в девичестве Ваулина), уроженка Новгородчины.
С 1930-х гг. семья жила в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С началом Великой Отечественной войны А. М. Мехнецов вместе со старшим братом и сестрой был эвакуирован в г. Судиславль Костромской области и оказался в детском доме; позднее к детям приехала мать. Оставшийся в Ленинграде отец умер, получив осколочное ранение во время обстрела.
По возвращении семьи из эвакуации 9-летний Мехнецов был принят в класс трубы Музыкантской школы ВМФ имени Н. А. Римского-Корсакова (закрытое учебное заведение военного типа; учебная программа была основана на глубоком практическом изучении классики и знакомстве воспитанников с музыкальной, художественной и театральной жизнью Ленинграда).
По окончании Музыкантской школы ВМФ (1952) проходил практику на Северном флоте, затем учился в вечерней школе, служил в армии (в оркестре). К этому периоду относятся первые опыты Мехнецова в композиции и аранжировке.
После армии Мехнецов окончил Музыкальную школу для взрослых (дирижёрско-хоровое отделение), затем Музыкальное училище при Ленинградской консерватории (окончил в 1961, класс композиции В. П. Чистякова). Одновременно с учёбой работал электромонтажником в бригаде брата на ленинградских заводах. В 1961–1970 гг. преподавал сольфеджио и композицию в Детской музыкальной школе № 19.
Летом 1963 г. вместе с армейским другом Андреем Шепелевским отправился в плавание по реке Ловать по маршруту «из варяг в греки» на самодельном плоту; останавливаясь в прибрежных деревнях, из любопытства спрашивал, не помнят ли старики народные песни. Заметка об этом походе в местной газете попалась на глаза известной ленинградской собирательнице фольклора Н. Л. Котиковой, работавшей в то время на Псковщине. По приезде в Ленинград она разыскала Мехнецова и пригласила его принять участие в фольклорной экспедиции.
С этого времени А. М. Мехнецов начал серьёзно заниматься самообразованием в области фольклористики и смежных наук – филологии, истории, этнографии. Его привлекали Крайний Север и Сибирь. В 2019 г. был обнаружен план, согласно которому в 1965 г. Мехнецов хотел пройти от мыса Уэлен (Чукотский АО) до Мурманска на собачьей упряжке (план был заведомо неосуществим в первую очередь из-за финансовых причин).
Летом 1965 г. Мехнецов отправился в свою первую экспедицию – в Себежский район Псковской области (под руководством Котиковой), а в 1966 г. – в самостоятельную экспедицию в Берёзовский район Тюменской области.
По настоянию Н. Л. Котиковой поступил в Ленинградскую консерваторию (в класс композиции В. Н. Салманова), однако вскоре ушёл («пока я буду учиться, все мои старухи помрут, а они мне нужны живыми»). В феврале – сентябре 1967 г., взяв отпуск в школе, где работал, предпринял экспедицию в Ярославскую область, а затем в районы Среднего Приобья.
Материалы сибирских экспедиций оказались настолько интересными, что Н. Л. Котикова организовала их показ в Ленинградском отделении Союза композиторов РСФСР. Мехнецов сопоставил две фольклорные традиции – сибирских русских старожилов и новосёлов (переселенцы 18 – начала 20 вв.). Если старожилы создали своеобразную традицию, представляющую собой сплав местных северорусских традиций, то переселенцы позднего времени, приезжавшие целыми деревнями или даже кустами деревень, приспосабливаясь к новым жизненным условиям, осваивали местные хозяйственные традиции, но сохраняли свою культуру (говор, обычаи, песни), лишь со временем подвергавшуюся некоторой трансформации. Это полностью совпало с выводами учёных-историков и этнографов.
В 1966–1977 гг. Мехнецов осуществил 11 экспедиций в районы Западной и Восточной Сибири, Алтая, причём до 1970 г. (когда он стал заведующим кабинетом фольклора в Доме композиторов) он совершал эти поездки за свой счёт.
В 1972 г. он вернулся в Ленинградскую консерваторию и в 1976 г. окончил её по классу Ф. А. Рубцова, имея уже изданный в 1973 г. сборник хороводных песен Томской области. В 1978 г. вышла статья «Об особенностях песенного стиля старожилов Томского Приобья». По окончании обучения Мехнецов начал работать в консерватории заведующим лабораторией народного музыкального творчества. С консерваторией была связана вся его дальнейшая жизнь (профессор с 2006).
Большое значение для становления Мехнецова как фольклориста имели ленинградские учёные – Н. Л. Котикова, Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов, московские коллеги – В. М. Щуров, А. А. Банин, Н. Н. Гилярова.
В июне – июле 1976 г. состоялась его первая экспедиция как руководителя практики консерваторских студентов – в Вологодскую область. В этой экспедиции сложился Фольклорный ансамбль Ленинградской консерватории.
Интенсивность работы Мехнецова, его сотрудников и студентов была вызвана объективными причинами – состоянием русской деревни и возрастом исполнителей. Встречи с Ф. А. Абрамовым, В. И. Беловым, Д. М. Балашовым, Д. С. Лихачёвым и многими другими представителями интеллигенции также убеждали Мехнецова в необходимости принятия срочных мер по спасению отечественной народной культуры.
Особое влияние на Мехнецова оказала личность Л. Н. Гумилёва и его открытые лекции, которые он читал в середине 1980-х гг. на географическом факультете Ленинградского университета и других площадках города. Многие из них были записаны Мехнецовым на плёнку и впоследствии переданы в музей Гумилёва.
Объёмы работы коллектива Мехнецова были столь велики, что встал вопрос о расширении штата сотрудников лаборатории, официально состоявшей из заведующего и лаборанта (все остальные – студенты, выпускники, «сочувствующие» – работали на общественных началах). В 1991 г. на основе лаборатории создан Фольклорно-этнографический центр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (с 2010 Центр носит имя А. М. Мехнецова).
Мехнецов был участником многочисленных научных конференций, в том числе проводившихся Международной организацией по народному творчеству (International Organization for Folk Arts, IOFA) при ЮНЕСКО, во Всемирный президиум которой он входил: в Тампере (Финляндия, 1990), Великом Новгороде (1990), Пухберг-ам-Шнеберге (1990, 1991, Австрия), Драме (1995, Греция), Гориции (1988, Италия).
Член Союза композиторов РСФСР (1976), действительный член Петровской Академии наук и искусств (1994).
К 70-летию Мехнецова композитор Г. Г. Белов создал «Олонецкие были» для фольклорного ансамбля и народных инструментов (гусли, гармоника) на тексты Н. А. Клюева и посвятил их отцу учёного – М. Н. Мехнецову (2006).
Жена (с 1969) – Екатерина Александровна Валевская (род. 1938), этномузыколог. Дети – Алексей Анатольевич Мехнецов (род. 1970) и Ксения Анатольевна Мехнецова (род. 1973), этномузыкологи. Сын от первого брака – Илья Анатольевич Мехнецов (род. 1962), бизнесмен.
Вклад в науку
В середине 1970-х гг. определились основные направления деятельности Мехнецова, неразрывно связанные друг с другом: полевые исследования; работа по созданию архива, накоплению коллекций, их описанию, первичной систематизации, созданию страховых копий на плёнке (в дальнейшем – цифровых копий); подготовка разного рода изданий на основе собранных материалов; разработка и внедрение в учебный процесс образовательных программ; включение аутентичных фольклорных источников в современную культурную жизнь посредством просветительской и концертной практики.
Полевые исследования
Главным направлением были полевые исследования, проводившиеся с целью сохранения традиционной народной культуры и её изучения. Он был организатором и непосредственным участником 129 фольклорных экспедиций в районы Русского Севера (Архангельская, Вологодская области), Северо-Запада (Ленинградская, Псковская, Новгородская области), Центральной России (Смоленская, Тверская области), Западной Сибири (Томская, Тюменская, частично – Кемеровская, Новосибирская и Омская области, районы Алтайского края), Восточной Сибири (частично Красноярский край).
В результате экспедиций под его научным руководством создан один из крупнейших в России фондов документальных звуко- и видеозаписей, фото- и киноматериалов (в настоящий момент хранятся в Фольклорно-этнографическом центре имени А. М. Мехнецова). Неотъемлемая часть фонда – коллекция образцов материальной культуры: музыкальные инструменты (аутентичные образцы гуслей, гармоник, духовых и ударных инструментов); народные костюмы и их детали, образцы ткачества и вышивки; прялки и другая домашняя утварь (гончарные, деревянные, берестяные изделия).
Основной своей задачей Мехнецов видел региональные исследования, тщательность и широкоохватность (фронтальность) которых он считал важнейшими инструментами для создания в будущем атласа народных культурных традиций России. Собирательская работа проводилась с глубокой проработкой этнографической составляющей того или иного музыкального явления и его функционирования в местной культурной традиции.
Организация экспедиций Мехнецова подразумевала длительную работу (от 1 до 2,5 месяцев с последующими повторными выездами) большим составом с единой базой, ежевечерние отчёты групп, благодаря которым создавалась возможность немедленного включения в работу новых находок, тем самым расширяя возможный круг бытования порой случайно зафиксированного явления. Так, была обнаружена живая традиция гусельной игры в псковских и новгородских деревнях, считавшаяся утраченной ещё в 19 в. Запись 150 гусляров в конце 20 в. стала настоящей научной сенсацией. Аудиозаписи, видеоматериалы, организованная кинооператором А. А. Якубовским киносъёмка, каталог гуслей с фотографиями и подробными чертежами Т. Г. Шубиной, исследования с нотированными образцами и видеорядом (в двух частях – 2006, 2009) – одни из самых значительных работ Мехнецова наряду с его диссертационным исследованием.
Среди других достижений экспедиций Мехнецова – изучение песен с движением, в частности мужской пляски («ломанья»), и псковских «вожоканий» (вождений голосом) – своеобразных вокализов, распевов без слов, проникающих в разные жанры (в «припевания» парней к девушкам во время толоки – коллективных крестьянских работ, а также в свадебные песни). Многочисленные записи псковских экспедиций Ленинградской консерватории позволили собрать статистически убедительный материал и определить обрядовую сущность «вожокания» (соединение пары), тогда как в изданиях предшествующих лет опубликованы только единичные образцы, смысл которых без статистической и этнографической составляющих оставался непонятым.
Благодаря слаженной коллективной работе и тщательности проработки материала восстанавливались обрядовые комплексы свадебных песен, включавшие множество песенных сюжетов и напевов.
Особое внимание Мехнецов уделял сбору т. н. непесенных форм (заклинаний, причитаний, обрядовых плясок и т. п.), среди которых можно обнаружить образцы, имеющие древнее происхождение, а значит, проникнуть в начальный период формирования той или иной культурной традиции, обнаружить её связь с мифологическими представлениями. Так, в Псковской области зафиксированы отдельные фрагменты обряда оставления на ниве последних несжатых колосьев – «Дедовой (Боговой) бороды» – в качестве дара ниве, Деду-покровителю, Богу.
В советское время не приветствовалась, а то и запрещалась запись духовных стихов (так случилось, например, в экспедициях Ленинградской консерватории в Смоленскую область в 1960-х гг.), и этот изъян в фиксации традиции был ликвидирован благодаря масштабной экспедиционной работе, проведённой Мехнецовым в Смоленской области в 1990-е гг.
Коллективная работа в поселениях на берегах реки Устья (Архангельская область) увенчалась находкой замечательных образцов лирических песен.
Фронтальные исследования, проводимые по единой методике, позволили установить границы узколокальных традиций и при дальнейшем изучении соотнести эти данные с наблюдениями диалектологов, этнографов, историков.
Издания
Издание результатов полевых исследований было другим приоритетным направлением для А. М. Мехнецова. Публикацию сибирских материалов он начал ещё в 1970-е гг. (помимо сборника хороводных песен Томской области, 1973, – свадебные песни, 1977; лирические, 1986).
Подготовленная в этот период кандидатская диссертация «Народно-песенная культура старожильческого населения Западной Сибири» (защищена в 1983) демонстрирует важность исторического ракурса в исследовательской работе с фольклорным материалом.
Под руководством Мехнецова и в соавторстве с коллегами был подготовлен ряд публикаций по результатам консерваторских экспедиций: на Вологодчину – «Народные песни Вологодской области. Песни Средней Сухоны» (1981), в Архангельскую область – «Устьянские песни» (1983, 1984 в соавторстве с Ю. И. Марченко и Е. И. Мельник), в Ленинградскую область – «Народные песни Ленинградской области. Старинная свадьба Сланцевского района» (1985 в соавторстве с Е. И. Мельник), в Псковскую область – «Песни Псковской земли» (календарно-обрядовые песни, 1989, коллективный труд).
Несмотря на жёсткие ограничения объёма, во всех названных изданиях удалось представить песенный материал достаточно полно, качественно и, что особенно важно, в контексте обрядовой составляющей или с учётом характера бытования. Этот принцип, которого придерживался Мехнецов при сборе материала, стал обязательным и для его изданий.
Все названные издания стали шагами к объёмным публикациям, намечающим пути к созданию капитального атласа фольклорных традиций России. Ещё один такой шаг – 2-томный коллективный труд по проекту Мехнецова «Народная традиционная культура Псковской области» (2002). В нём представлены все без исключения записи, произведённые в Псковской области (1981–2002), с привязкой к конкретным населённым пунктам, к поэтическим текстам и напевам, с указанием присвоенных в фонде номеров; дана систематизация напевов и показаны наиболее характерные их образцы; сделаны перечни по сюжетным мотивам. В результате наблюдений в фольклорной традиции Псковской области выявлены 8 зон, каждой из которых посвящена статья с описанием её особенностей.
Среди публикаций, которые вносят вклад в подготовку атласа, – «Народная традиционная культура Вологодской области» (запланирована как многотомник, на начало 2023 вышло 2 тома). Издание содержит детальное представление традиции, распространённой в среднем течении Сухоны (Нюксенский район с прилегающими поселениями Тотемского и Тарногского районов). Публикация подготовлена совместными усилиями этномузыкологов из Санкт-Петербургской консерватории, Вологодского педагогического института (университета) и других вологодских организаций, принимающих участие в экспедиционной работе. Для сравнения привлечены образцы, записанные в конце 19 в.
В своих трудах Мехнецов выделяет основополагающие для этномузыкологии категории «фольклорный текст» и «фольклорно-этнографический текст» (термин Мехнецова), исследует категории «традиция», «стиль», «типическое». Учёный настаивает на системном изучении фольклорных явлений, комплексном их восприятии. Он выделяет опознавательные признаки местных этнокультурных традиций, которые связаны с установлением границ и картографированием фольклорных явлений.
Опираясь на интонационную теорию Б. В. Асафьева и Ф. А. Рубцова, А. М. Мехнецов продолжает в своих научных работах линию петербургской школы музыкознания.
Образовательная и просветительская деятельность
Важнейшей стороной деятельности А. М. Мехнецова было создание нового направления в высшем музыкальном образовании. При участии сотрудников консерватории и приглашённых учёных Мехнецов составил программу по новой специальности «музыкальная фольклористика». Программа учитывает связь разных аспектов научного знания (филологии, диалектологии, этнографии, истории) и даёт комплексное видение изучаемого предмета. В 1989 г. в Ленинградской консерватории впервые в СССР было открыто музыкально-этнографическое отделение (с 2003 отделение этномузыкологии).
Ведущие учёные Ленинграда – Б. Н. Путилов, В. Е. Гусев, В. В. Колесов, А. Ф. Некрылова, С. В. Жарникова, О. В. Лысенко, А. А. Шенников – принимали участие в жизни отделения в первые годы его существования. По рекомендации Л. Н. Гумилёва специальный углублённый курс истории России долгие годы читал профессор Ленинградского государственного университета В. К. Зиборов. С момента введения курса вопросы филологии, поэтики фольклора, истории фольклористики освещает в своих лекциях профессор Т. Г. Иванова (Институт русской литературы).
Впервые в учебном плане появились дисциплины: «Основы этномузыкологии», «Теория музыкального фольклора», «Теоретические проблемы современной фольклористики», «История фольклористики и этномузыкологии», «Поэтика фольклора», «Диалектология», «Фольклор народов Европы», «Этнография восточных славян», «Методика полевых исследований». Экспедиционная практика заняла важнейшее место в подготовке будущих специалистов. Курс включил практическое освоение певческих традиций, игры на аутентичных музыкальных инструментах.
В 2002 г. по гранту Министерства культуры РФ Мехнецов разработал программу Института русского фольклора, однако она не была реализована. Та же судьба постигла программу, подготовленную для среднего звена музыкального образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности Мехнецова была разработка и внедрение региональных (областных) целевых программ поддержки и развития народной традиционной культуры (Вологда, Псков, Пермь, Ханты-Мансийск и др.), осуществление программ стажировки и переподготовки специалистов, работающих в регионах.
Большое значение Мехнецов придавал изданию записей в аудиоформате: издано 17 грампластинок со студийными и экспедиционными записями народных исполнителей.
Неоценим вклад Мехнецова в развитие русского певческого искусства. Большое значение для развития фольклорного движения в России сыграли 2 фестиваля, проведённые в стенах Ленинградской консерватории в 1984 и 1989 гг. Фольклорным ансамблем консерватории. На фестиваль было приглашено множество российских коллективов, в том числе из национальных республик, и ансамблей из Прибалтики. По итогам фестиваля 1989 г. Мехнецов предложил создать общественную организацию Российский фольклорный союз (РФС), что было с энтузиазмом встречено всеми участниками. Учёный был единогласно избран президентом союза и занимал эту должность до ухода из жизни. К 2000-м гг. в РФС вошли коллективы примерно из 100 городов и посёлков России – от детских и семейных студий до ансамблей профессионалов. Прибалтийские коллеги создали аналогичные союзы, связь с которыми сохранялась до начала 2020-х гг.