Пастуший барабан
Пасту́ший бараба́н (бараба́нка, бараба́нта, пасту́шка, пастуха́ль, пастуха́лка, пастуха́льница, брякота́лка, стукота́лка), русский народный ударный сигнальный музыкальный инструмент.
Состоит из прямоугольной (в том числе со скошенными или закруглёнными верхними углами) или трапециевидной доски, изготовленной из древесины пихты, сосны, ели, часто с отверстиями (от 2–3 до 9–12) для звонкости, и игровых палочек («барабанок» или «колотавок»), обычно двух (из берёзы, ивы, яблони, можжевельника). Размеры доски: толщина 1,5–2 см, длина от 0,5 до 1 м (различают длинные и короткие – «визгуны»), ширина 20–30 см. Палочки могут быть равновеликими или разными по длине; изогнутыми или прямыми; конусообразной, бутылковидной, цилиндрической или клюшкообразной формы. Доска вешается на лямке на шею исполнителя и располагается при игре на уровне пояса (при ходьбе – на плече сбоку). В экспедиционной практике встречаются детские барабанки – простейшей конструкции и меньших размеров. Один из таких образцов, обнаруженный в Костромской области в 1964 г. экспедицией Московской консерватории (руководитель И. К. Свиридова), находится в коллекции народных инструментов Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки.
Возникновение и бытование связано с пастьбой – на инструменте выстукивали сигналы на сбор и сгон стада. Исполнители разделяют сгонные сигналы по функции и времени исполнения на: утренние («утренний сбор», «на утро»), дневные («сбор стада в полдень», сгон на дойку), «по деревне», «выгон стада в лес», во время пастьбы, «при выгоне коров», «при выгоне овец». На Вологодчине инструмент использовали для отпугивания хищников. Под барабанку также исполняли плясовые песни, припевки и «окликания Егория» в день первого весеннего выпаса – 23 апреля (6 мая); день святого Георгия Победоносца. Обыденность и исконность инструмента определяют его органичное вхождение в обрядовый контекст: помимо егорьевских обходов домов, барабанка – обязательный атрибут «пастуха» в послевенечных свадебных ряжениях.
При игре палочки зажимают в кулаках, так что их свободные, бьющие части примыкают к тыльным сторонам рук (у мизинцев); удары производятся кистями и предплечьями. Звуки не имеют точной высоты; в центре доски они выше, чем при ударах в край. Различают виртуозную игру («с переборами», «с переливами») и неискусную («дробить», «стуканьё»). Опытные исполнители проявляют ритмическую, темповую и тембровую изобретательность.
Игра преимущественно сольная, при исполнении припевок – в ансамбле с певцами. Играли («пастуха́ли») чаще мужчины, в редких случаях женщины. При отсутствии пастуха в селении жители вели пастьбу поочередно: барабанка вешалась снаружи на избу в знак того, чья очередь пасти.
Ареал включает Вологодскую, Костромскую области, север Нижегородской, восток Ивановской, северо-восток Ярославской областей.
Первое печатное сообщение об инструменте («пастух звонко стучит двумя палочками по доске, висящей у него на груди», цит. по: Гордиенко. 2013. С. 41) содержится в очерке М. М. Зимина «Ковернинский край (Наблюдения и записи)» (Зимин М. М. Ковернинский край. Кострома, 1920. С. 1–89). Изучение ведётся с 1960-х гг. Среди ранних аудиозаписей – образцы, найденные Б. М. Добровольским (экспедиция Института русской литературы, 1959, Костромская область), Н. М. Бачинской [Московская консерватория, 1962, Горьковская (ныне Нижегородская) область], Б. И. Рабиновичем (Московская консерватория, 1964, Ивановская область). Последнему принадлежит статья «Пастуший барабан – недавно открытый русский народный инструмент» (1978, окончательная редакция 1986). В статье впервые в отечественном этномузыкознании представлен широкий ряд конструктивных вариантов пастушьего барабана; определено его место в общей систематике народных музыкальных инструментов; намечен ареал с выделением двух субареалов – русского [Вологодская, Костромская область, север Горьковской (ныне Нижегородской), восток Ивановской, северо-восток Ярославской областей] и финноугорского; в связи с наблюдением об отсутствии на одной территории практики пастушьей игры и на духовых инструментах, и на барабанке найдены границы распространения этих двух музыкально-этнографических форм; по результатам картографирования и с учётом исторических и лингвистических исследований предложены гипотезы, обосновывающие ареал и время его возникновения.
Близкие инструменты сигнальной и оповестительной (а также сторожевой, охранительной) функций есть у коми-пермяков, вепсов, карелов и народов Прибалтики.