Россия. Экономика. Экономика спорта
Эконо́мика спо́рта в Росси́йской Федера́ции, сектор экономики, объединяющий виды экономической деятельности, направленные на производство товаров, работ и услуг, чей конечный продукт основан на физической культуре и спорте и связан с одним из следующих направлений деятельности: проведение и организация зрелищных событий (соревнований); производство оборудования и экипировки, необходимых для занятий физической культурой и спортом на любительском и профессиональном уровнях; производство медиа-продуктов (контента), связанных с физической культурой и спортом; организация досуга, основанного на занятиях физической культурой и спортом; оказание услуг, связанных с физической культурой и спортом (спортивная подготовка, различные формы консалтинга, в том числе в сфере информационных технологий и беттинга). Таким образом, индустрия спорта больше всего сопряжена с индустрией развлечений и производственным сектором экономики.
Эксперты начали рассматривать спорт как самостоятельную отрасль экономики сравнительно недавно. Так, в академических кругах первыми на это обратили внимание американские исследователи. Одна из первых научных статей в этой сфере была опубликована в 1956 г. и посвящена рынку труда в профессиональном бейсболе (Rottenberg. 1956).
В России термин «индустрия спорта» одними из первых с 1998 г. использовали Ф. Шааф (Шааф. 1998), В. В. Алёшин (Алёшин. 2000) и В. А. Леднёв (Леднёв. 2006). После 2010 г. это направление получило развитие в работах И. В. Солнцева (Солнцев. 2012).
Право называться индустрией сформировалось благодаря росту доходов и видов деятельности (продуктов и бизнес-моделей), которые связаны со спортом (рис. 1). Похожая, но более общая структура была представлена ещё в 1994 г. в работе Б. Питтс «Теория отраслевой сегментации и индустрия спорта: разработка модели сегмента спортивной индустрии» [«Industry segmentation theory and the sport industry: Developing a sport industry segment model» (Pitts. 1994)].
Исторически в России основную роль в развитии всех сегментов индустрии спорта играет государство, которое финансирует большинство инициатив, проектов и программ в этой сфере (напрямую или через государственные корпорации). Остальные субъекты индустрии спорта на рис. 1 выделены с позиции производимого продукта, который должен быть непосредственно связан со спортом. В силу такого критерия на схеме не представлены спонсоры, которые представляют свои самостоятельные отрасли (финансовые услуги, автопроизводители и т. д.) и являются источником дохода для спортивных клубов и федераций. В свою очередь, букмекеры включены в состав индустрии спорта в силу их вклада в её развитие, а также тесной связи оказываемых ими услуг именно со спортивными соревнованиями.
К значимым субъектам спортивной отрасли часто относят и болельщиков. Однако это тоже не вполне корректно с точки зрения производимого продукта, который в данном случае отсутствует. Вместе с тем именно благодаря болельщикам прямо или косвенно формируются все статьи дохода спортивных клубов и федераций. Аналогичную роль играют потребители для производителей экипировки или фитнес-клубов.
Ключевым вопросом, который обосновывает самостоятельность той или иной отрасли экономики, является объём соответствующего рынка, который можно оценить на основе данных о выручке формирующих его компаний либо затратах потребителей. Однако оба эти варианта как для глобального, так и для регионального спортивного рынков сильно затруднены ввиду сложной организационной структуры спортивной индустрии (большое число видов деятельности) и закрытости информации, в первую очередь в сфере малого бизнеса.
По данным «Отчёта о возможностях и стратегиях глобального спортивного рынка за 2021 г.» («Global Sports Market Opportunities and Strategies Report 2021»), в 2020 г. объём глобального рынка спорта оценивался в 388,3 млрд долл. Эти данные можно проверить лишь частично – на базе отчётности публичных компаний, представляющих индустрию спорта. Большинство из них входят в состав профильных фондовых индексов или фондов: JohnWallStreet Sports, STOXX Europe Football Index, Roundhill Investments, VanEck Video Gaming and eSports, Global X Video Games & Esports UCITS ETF, VanEck Gaming ETF, iBET Sports Betting and Gaming ETF. Дополнительная информация содержится в годовых отчётах таких компаний, как Nike, DraftKings Inc., Мanchester United, Madison Square Garden Sports Corp., Wanda Sports Group Co. Ltd., Endeavor Group Holdings, Technogym, Astralis Group Holding A/S.
Кроме того, доступен существенный массив аналитики по отдельным видам спорта. Например, УЕФА ежегодно публикует сравнительные отчёты по лицензированию профессиональных футбольных клубов Европы. По итогам 2020 г. их совокупная выручка составила 20,6 млрд евро (The European Club). Футболу посвящён значительный объём экономических исследований (Маркетинг спорта. 2022; Купер, 2019; Солнцев. 2022), что выделяет его не только на фоне других видов спорта, но и в рамках всей индустрии спорта. В России аналогичный объём исследований, соответствующая статистика и публичные компании, представляющие индустрию спорта, ныне отсутствуют. Единственный сегмент, в котором ситуация отличается, – это производство спортивных товаров, в первую очередь оборудования, инвентаря и экипировки. В 2019 г. была утверждена Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 г., ныне функционирует Ассоциация производителей и экспортёров отечественных спортивных товаров и оборудования. Объём рынка спортивной продукции в 2021 г. в РФ составил 229,2 млрд руб. (см. «Число производителей спорттоваров в РФ за 2021 год выросло на четверть»). В эту цифру входит только выручка производителей спортивных товаров, а выручка остальных секторов спортивной индустрии, таких как профессиональный спорт, медиа, беттинг, фитнес и т. д., не учитывается.
Основное финансирование российская индустрия спорта получает из бюджетных источников, однако точно оценить его размеры достаточно сложно, так как существенная часть средств предоставляется госкорпорациями. Динамика объёмов финансирования физической культуры и спорта из федерального бюджета представлена на рис. 2.
В России, принимая во внимание число занимающихся спортом (рис. 3), болельщиков и доходов, наиболее популярным видом спорта является футбол. Так, матчи 1-го тура чемпионата России сезона 2022/2023 гг. посетили 64 393 зрителя (см. «Средняя посещаемость первого тура РПЛ составила 8049 зрителей»). Доходы Российской премьер-лиги (РПЛ) в этом сезоне должны составить 10,6 млрд руб., что на 344 % превышает выручку за предыдущий сезон. Такой рост стал возможен благодаря трём новым контрактам (Куимова. 2022) – с «Газпром-Медиа» (права на телевизионную трансляцию), НПС «МИР» (титульный спонсор) и Winline (генеральный спонсор). В эту сумму не входит выручка клубов, которая в предыдущем сезоне превысила 71 млрд руб. (совокупные данные по 16 клубам РПЛ; см. рис. 4).
При этом анализ финансовых результатов клубов РПЛ (и всего профессионального спорта России) следует проводить с учётом ряда особенностей:
представленные на рис. 4 цифры отражают результаты за календарный год, который не совпадает со спортивным сезоном (операционным циклом);
описанные выше показатели получены из отчётности, составленной по российским стандартам учёта;
бо́льшую часть дохода формируют спонсорские контракты, которые в реальности чаще всего представляют средства региональных бюджетов и госкорпораций.
Существенным элементом экономики спорта являются эффекты спортивных соревнований (Гуреева. 2016; Baade. 2004; de Nooij. 2013; Preuss. 2007; International Handbook. 2012). Этот аспект имеет принципиальное значение для России, которая принимала 2 крупнейших мировых турнира: XXII Олимпийские зимние игры (2014) и Двадцать первый чемпионат мира по футболу (2018). По данным Счётной палаты РФ, на строительство стадионов, спортивных и вспомогательных объектов и вре́менной инфраструктуры в Сочи, а также организацию и проведение зимней Олимпиады и Паралимпийских игр было направлено 324,9 млрд руб., из которых 221 млрд составили частные инвестиции, 103,3 млрд – средства федерального бюджета, а 600 млн – средства бюджетов Краснодарского края и Сочи. Доходы от проведения Олимпиады составили 85,4 млрд руб. (Калюков. 2015).
Согласно информации организационного комитета «Россия 2018», суммарный эффект Чемпионата мира по футболу для ВВП России за 5 лет (с 2013 по 2018) достиг 952 млрд руб., или примерно 1 % годового ВВП страны. Более половины этого эффекта приходится на 2017–2018 гг. Всего было создано 315 тыс. рабочих мест в год в течение указанного выше периода, налоговые доходы бюджета выросли на 164 млрд руб., а выручка малого и среднего бизнеса – на 797 млрд, главным образом за счёт высокого вклада строительной и туристической отраслей (Буланов. 2018). Большинство средств было вложено в транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуру, которая будет использоваться в дальнейшем и может обеспечить дополнительный прирост ВВП.
При этом положительного экономического эффекта (когда доходы или выгоды превысят затраты) от любого спортивного соревнования можно ожидать только в том случае, если страна-организатор не берёт на себя обязательств по строительству необходимой инфраструктуры. Основные доходы от мероприятия получает международная федерация (например, ФИФА) или Олимпийский комитет, которым принадлежат все права, тогда как расходы берёт на себя принимающая сторона. Чаще всего основные выгоды носят имиджевый характер и связаны с развитием спорта. Значимым элементом любого турнира является его наследие, в первую очередь построенные спортивные объекты. Однако сформировать такое наследие возможно только при правильном планировании, иначе возникает риск возникновения «белых слонов» – спортивных объектов, которые не используются после окончания крупных турниров либо становятся очередной нагрузкой на региональные бюджеты.
В индустрии спорта достаточно много возможностей для развития предпринимательства, которые в России в 2022 г. даже увеличились с учётом новых ограничений, санкций и ухода глобальных брендов (Solntsev. 2022). Так, открылись новые возможности в области производства спортивной экипировки и оборудования, программных продуктов. Однако импортозамещение в спортивной сфере не может быть быстрым и потребует существенных усилий в части разработки собственных технологий, обеспечения нужными материалами, поиска новых рынков сбыта и обеспечения логистических цепочек.
Ещё одним значимым вопросом являются глобальные тенденции развития спортивной отрасли, которые затронут и Россию. К ним относятся (Deloitte. 2022):
объединение реального и цифрового миров, сопровождающееся ростом рынка больших данных, аналитики, киберспорта, невзаимозаменяемых токенов (NFT) и иммерсивных технологий;
инновации, основанные на блокчейне, которые могут открыть совершенно новые рынки и возможности для болельщиков, выходящие за рамки простых предметов коллекционирования;
рост рынка беттинга.
Таким образом, индустрия спорта обладает потенциалом развития, может внести существенный вклад в развитие экономики России.
Перспективные направления научных исследований в сфере российского спорта включают:
Социально-экономические эффекты, формируемые спортивными проектами, и подходы к их оценке (влияние спорта на снижение заболеваемости и преступности, повышение благополучия, уровня образования, а также экономический эффект, формируемый расходами граждан, строительством инфраструктуры и проведением соревнований).
Импортозамещение и меры поддержки индустрии спорта.
Управление субъектами индустрии спорта в условиях санкционного давления.
Предпринимательство в индустрии спорта.
Цифровую трансформацию индустрии спорта, в том числе NFT-технологии.
Новые инструменты финансирования индустрии спорта.
ESG-повестку в индустрии спорта.