Россия. Экономика. Индустрия туризма и гостеприимства
Индустри́я тури́зма и гостеприи́мства Росси́йской Федера́ции, многоотраслевая сфера, составная часть российской экономики, связанная с туризмом. Вносит существенный вклад в валовой внутренний продукт (ВВП), государственный бюджет страны, способствует занятости населения. Для развития данной сферы разработаны и реализуются целевые программы развития индустрии на период до 2030 г. при одновременном стимулировании туристской активности населения страны.
Туристская индустрия как многоотраслевой комплекс по предоставлению туристам услуг размещения, транспорта, санаторно-курортного лечения и отдыха, питания, развлечения, спорта, турпосреднических и иных услуг в полной мере представлена в Российской Федерации. Особое внимание в государственной программе развития туризма, утверждённой Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"»), уделено внутреннему и въездному туризму, что обусловлено наличием в стране богатых и разнообразных туристских ресурсов. Так, в России 19 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и 11 объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. По этим показателям в общемировом рейтинге РФ занимает 10-е и 4-е места соответственно. Туристский сектор России обладает значительными возможностями ускоренного роста и повышения роли в развитии страны, однако его вклад в российскую экономику существенно меньше, чем во многих развитых и развивающихся странах. По данным Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» на период 2021–2030 гг., в 2019 г. сфера туризма формировала 3,9% ВВП РФ (во Франции – 8,5%, в Китае – 11,3%, в Испании – 14,3%) и обеспечивала 3,5% занятости населения РФ (в Индии – 8,0%, в Китае – 10,3%, в Испании – 14,6%).
Центральное звено индустрии туризма – гостиничное хозяйство. По данным Федеральной службы государственной статистики, площадь номерного фонда коллективных средств размещения в 2020 г. составила 22 млн м2, количество койко-мест в коллективных средствах размещения 2,5 млн единиц, что в 1,9 раза больше, чем в 2011 г. В гостиничном хозяйстве страны функционируют отечественные (Amaks Hotels & Resorts, Azimut Hotels и др.) и международные (Marriott International, Hilton Hotels & Resorts, Accor и др.) гостиничные сети, а также несетевые отели, гостиницы, пансионаты, хостелы различного уровня комфорта. Туроператоры и турагенты, предоставляющие услуги по бронированию и резервированию мест размещения, билетов на транспорт, аренде автомобилей и т. п., представлены также отечественными (Островок.ру, PEGAS Touristik, TEZ TOUR и др.) и международными (например, Amadeus) компаниями. Тем не менее россияне пока ещё мало путешествуют: в допандемийный период на одного жителя страны приходилось в США 7 поездок в год, в Китае – 4, а в России – 0,4 поездки.
Современные вызовы требуют особого внимания к развитию внутреннего туризма, насыщению рынка новыми высококачественными туристскими продуктами, созданию безопасных и комфортных условий для путешествий, расширению применения цифровых технологий в организации и управлении туристской деятельностью. Упомянутым выше национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» на период реализации проекта предусмотрены комплексные меры по развитию туристской инфраструктуры, обеспечению доступности туристских услуг, улучшению управления и расширению цифровизации в сфере туризма, поддержке предпринимательства. Цели национального проекта включают:
создание условий для активизации внутреннего туризма;
увеличение количества новых рабочих мест;
обеспечение притока инвестиций и экспорта туристских продуктов, что должно способствовать повышению уровня жизни населения РФ и стимулировать экономический рост.
Определены 6 приоритетных видов туризма: культурно-познавательный, экологический, пляжный, санаторно-курортный, событийный и горнолыжный.
Поддержка организации детского отдыха и оздоровления, семейного отдыха с детьми, а также других групп населения осуществляется посредством поэтапных программ доступных путешествий «туристский кэшбек» с частичной компенсацией туристских затрат, которой в 2020–2021 гг. воспользовались более 1,5 млн россиян.
С начала 2022 по 2030 гг. планируется реализация государственной программы «Развитие туризма» с целью усилить инвестиционную привлекательность и льготное кредитование строительства инфраструктурных объектов, в том числе отелей, в регионах страны. Для этого выделяются 12 туристских макротерриторий с целевой ориентацией на конкретные туристские ресурсы. Результатами реализации этой госпрограммы должны стать активизация межсезонного туризма, увеличение числа бронирований мест на транспорте и в гостиничной индустрии, поддержка региональных экономик. Для усиления программно-целевого регулирования и содействия развитию макротерриторий применяется кластерный подход, позволяющий оптимально сочетать предпринимательскую инициативу местных хозяйствующих субъектов с государственной поддержкой, укреплять государственно-частное партнёрство.