Воскресенская летопись
Воскресе́нская ле́топись, памятник общерусского летописания 1-й половины 16 в. Одна из самых больших по объёму русских летописей.
Получила название по списку середины 16 в. из собрания Научно-исследовательского отдела рукописей Библиотеки академии наук (НИОР БАН. 34.5.24), который в 1658 г. патриарх Никон подарил Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова мужскому монастырю.
Текст начинается с «Повести временных лет» и её вводной части о разделе земли между сыновьями Ноя, о происхождении и расселении славянских племён и т. п.; хронологическая часть открывается началом правления византийского императора Михаила III (852) и крещением болгар (858); под 862 г. помещён рассказ о призвании варягов. Изложение доводится до 1541 г.
Списки летописи
Известно 13 списков Воскресенской летописи середины 16 в. – 2-й половины 17 в. (а также один список начала 19 в. – копия, снятая со списка 17 в. для канцлера графа Н. П. Румянцева). По всей видимости, уже в середине 16 в., помимо архетипного (первоначального) списка летописи, существовал списанный с него т. н. двухтомник Воскресенской летописи, в котором текст был разделён на 2 части (1-я часть – с начала изложения до известия о бое на Жабчем поле 1347 г.; 2-я часть – с известия о взятии Магнушем города Ореховца до конца). Соответственно, непосредственно к архетипу восходят списки Библиотечный [Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). F.IV.585], Катыревский (ОР РНБ. F.IV.239) и Мазуринский [Российский государственный архив древних актов. Ф. 196 (Собрание Ф. Ф. Мазурина). № 1530]. К Библиотечному восходят Карамзинский (ОР РНБ. F.IV.601) и Музейный [Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 178 (Музейное собрание). № 1509] списки. К 1-й части списка-«двухтомника» восходят Воскресенский (НИОР БАН. 34.5.24), Алатырский (НИОР БАН. 16.3.1) и Быстровский (ОР РНБ. Собрание С. Н. Быстрова. № 2) списки, а ко 2-й части – Парижский (ОР РНБ. F.IV.687), Синодальный [Отдел рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея (ОР ГИМ). Синодальное собрание. № 144], Уваровский (ОР ГИМ. Собрание А. С. Уварова. № 567) и Ферапонтовский (Археографический) [Научно-исторический архив Санкт-Петербургского института истории РАН. Колл. 11 (Cобрание Археографической комиссии). Оп. 1. № 243] списки. Румянцевский список [НИОР РГБ. Ф. 256 (Собрание Н. П. Румянцева). № 256] начала 19 в. является копией Ферапонтовского.
Источники летописи
Как было установлено А. А. Шахматовым, основными источниками Воскресенской летописи за период до начала 16 в. стали список И. Н. Царского Софийской первой летописи, текст которой был подвергнут сильной правке, и Московский великокняжеский свод 1479 г. При создании текста привлекались также отдельные известия других летописей: Типографской, Новгородской пятой, Никоновской, Вологодско-Пермской; при описании событий 16 в. – разрядные материалы (перечни воинских подразделений, имена военачальников).
История создания
Есть основания полагать, что первоначальная редакция Воскресенской летописи была создана при великокняжеском дворе в окружении Вассиана Патрикеева, поскольку к её подготовительным материалам имел доступ известный книгописец М. Я. Медоварцев, входивший в ближайшее окружение Вассиана Патрикеева. По данным современной историографии, можно утверждать, что 1-я редакция Воскресенской летописи уже существовала в конце 1520-х гг. или была составлена не позднее 1530–1531 гг. (Сиренов. 2014. С. 124). Анализ разночтений и пропущенных фрагментов текста по выявленным на настоящий момент спискам позволяет сделать вывод о существовавшем некогда протографе – двухтомной рукописи Воскресенской летописи.
Текст Воскресенской летописи окончательно сложился не ранее 1541 г., до которого доведено изложение [по С. А. Левиной – между 19 марта 1542 и 8 октября 1544 (Левина. 1989. С. 40), по Б. М. Клоссу – в 1541 (Клосс. 2001)]. По мнению А. А. Шахматова, существовали также 2 более ранние редакции, доведённые до 1533 и 1537 гг. соответственно (Шахматов. 1899).
Влияние Воскресенской летописи на позднейшее летописание
Во 2-й половине 16 в. Воскресенскую летопись использовали для создания памятников исторической письменности: «Степенной книги», Летописного свода 1560 г. (в том числе в составе Львовской летописи), Лицевого летописного свода. В 19 – начале 20 в. (до открытия Московского великокняжеского свода 1479 – одного из источников Воскресенской летописи) исследователи широко пользовались текстом Воскресенской летописи при описании событий 15 в. С начала 20 в. её привлекают в основном для изучения политической истории Русского государства 1-й половины 16 в.
Именно через Воскресенскую летопись в летописание проникла легенда о происхождении Рюриковичей от римского императора Октавиана Августа. По-видимому, Воскресенскую летопись имел в виду посетивший Русское государство в 1570-х гг. посол императора Священной Римской империи Максимилиана II Даниил Принц из Бухова, когда писал, что в русских летописях род Рюриковичей выводится от римских императоров.
Особенно ценны известия Воскресенской летописи для периода с 1522 г., на котором обрывается изложение другой крупной общерусской летописи 16 в. – Никоновской, до 1541 г. Соответствующий фрагмент Воскресенской летописи в середине 16 в. был включён в списки Никоновской летописи.
Первые издания
1-е издание Воскресенской летописи осуществлено Академией наук в 1793–1794 гг. под наблюдением математика академика С. К. Котельникова. 2-е издание в составе Полного собрания русских летописей в середине 19 в. начал готовить академик Я. И. Бередников в Археографической комиссии, а после его смерти в 1854 г. продолжил академик А. Ф. Бычков. Издание вышло в свет в 1856–1859 гг.
См. также хронотоп Воскресенская летопись: история публикации.