#Восточнославянские земли во 2-й половине 1-го тысячелетия
Восточнославянские земли во 2-й половине 1-го тысячелетия
Тег

Восточнославянские земли во 2-й половине 1-го тысячелетия

Восточнославянские земли во 2-й половине 1-го тысячелетия
Найденo 10 статей
Тайное прибытие военной дружины Олега в Угорское под Киевом; провозглашение малолетнего Игоря наследником киевского престола; убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Исторические народыИсторические народы
Русь (народ)
Русь, восточноевропейский народ, известный с 9 в. Первое достоверное упоминание о нём содержится в западнофранкском продолжении «Франкских королевских анналов» (условное название по месту хранения единственного полного списка во французском монастыре Сен-Бертен – «Бертинские анналы»). Со 2-й четверти 9 в. существование общности русь независимо, а значит, надёжно зафиксировано и латинскими, и арабскими источниками. С начала 10 в. русь постепенно распространялась по Восточно-Европейской равнине и к середине 10 в. достаточно широко распространилась там. В это же время наращивала свою военно-политическую мощь, расширяла территорию и постепенно добивалась военно-политического доминирования на этой территории полития Рюриковичей с центром в Киеве. Полития Рюриковичей постепенно ликвидировала и ассимилировала другие группы руси на Восточно-Европейской равнине и начала восприниматься внешними наблюдателями как единственная страна руси – Русская земля. Соответственно в середине – 2-й половине 10 в. этноним «русь» постепенно стал обозначать жителей именно этого территориально-политического образования. К середине 11 в. произошла консолидация и окончательная самоидентификация руси в качестве отдельного «нового» христианского народа с самосознанием свой общности. Во многом на идее преемственности с народом русь строились идентичности великороссов (русских), малороссов (украинцев) и белорусов.
Исторические народы
Народ русь до конца 9 в.
Наро́д русь до конца́ 9 в., очерк истории народа русь до конца 9 в. Все известия источников, которые могли бы быть теоретически связаны с упоминаниями народа русь до 9 в., единичны и изолированны, настолько кратки, что не поддаются однозначной интерпретации, не имеют обоснованной этимологии. Со 2-й четверти 9 в. существование общности русь независимо, а значит, надёжно зафиксировано и латинскими, и арабскими источниками. В обеих традициях есть информация о происхождении руси из круга народов, обитавших на Скандинавском полуострове, что идеально согласуется с наиболее обоснованной этимологией этого этнонима. В это время народ русь говорил на древнескандинавском и древнеславянском языках, хотя неясно, была ли вся русь двуязычна или её отдельные группы говорили на разных языках. Какая-то часть руси была уже хорошо знакома с христианством. В 9 в. русь, судя по всему, обитала на Восточно-Европейской равнине. Какая-то часть руси, вероятно, служила в войске кагана Хазарии, а отдельные её группы оказывались в самых разных местах от Иберийского п-ова до Месопотамии. С 860-х гг. русь появилась в ойкумене Византийской империи, и какая-то её часть приняла христианство.
Поход Аскольда и Дира на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.
Исторические народы
Народ русь в первой трети 10 в. – 970-х гг.
Наро́д русь в пе́рвой тре́ти 10 в. – 970-х гг., очерк истории народа русь в 1-й трети 10 в. – 970-х гг. С начала 10 в. русь постепенно распространялась по Восточно-Европейской равнине, соответственно резко возросло количество известий о ней, впервые появилась информация о её различных группах и точные указания на места её расселения. Ключевой момент этого периода – появление руси в бассейне реки Днепр. К середине 10 в. русь достаточно широко распространилась на территории Восточно-Европейской равнины. В это же время полития Рюриковичей с центром в Киеве наращивала свою военно-политическую мощь, расширяла территорию и постепенно добивалась военно-политического доминирования на обширных пространствах Восточно-Европейской равнины, уничтожая или подчиняя различные сообщества. Полития Рюриковичей постепенно ликвидировала и ассимилировала другие группы руси на Восточно-Европейской равнине и начала восприниматься внешними наблюдателями как единственная страна руси – «Русская земля». Соответственно в середине – 2-й половине 10 в. этноним «русь» постепенно стал обозначать жителей именно этого территориально-политического образования.
Беседа Ольги с византийским императором Константином VII Багрянородным; крещение Ольги в Царьграде царём и патриархом. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.
Исторические народы
Народ русь в 970-х гг. – середине 11 в.
Наро́д русь в 970-х гг. – середи́не 11 в., очерк истории народа русь в 970-х гг. – середине 11 в. После Крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем русь быстро трансформировалась в новый христианский народ, а полития Рюриковичей стала типичным для Европы христианским королевством, одновременно прочно войдя в культурную ойкумену и церковную организацию Византии. К середине 11 в. произошла консолидация и окончательная самоидентификация руси в качестве отдельного «нового» христианского народа с самосознанием своей общности. Интегралами общности были древнерусский язык; общая историческая память о славном прошлом; единая христианская церковная организация, входившая в систему Константинопольского патриархата; княжеская династия Рюриковичей, которая обладала монополией на высшую власть на территории Руси. Территория проживания руси также была объединена сложившейся во 2-й половине 10 – 1-й половине 11 вв. достаточно унифицированной археологической культурой и сопутствовавшей ей системой устойчивых социально-экономических связей.
Строительство в Киеве по приказу Ярослава Владимировича городской стены с Золотыми воротами и надвратной церковью Благовещения, собора Святой Софии и других церквей и монастырей. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.
Исторические народы
Меря
Ме́ря, древний финно-угорский народ в Верхнем Поволжье. Традиционно считается, что мерянский язык был близок мордовскому, имея также сходство с прибалтийско-финскими языками. Вероятно, впервые, наряду с мордвой, упомянута Иорданом (6 в.) при описании событий 4 в., упоминается также в «Повести временных лет». Территория расселения охватывала Волго-Клязьминское междуречье и Заволжье (в современных Ярославской, Ивановской, Владимирской и Костромской областях). Являлась данником варягов, затем новгородских и киевских князей, участвовала в военных походах князя Олега. Была ассимилирована славянским населением центральных районов Северо-Восточной Руси. Археологические памятники мери позднее 11 в. неизвестны.
История
Исторические народы
Мурома
Му́рома, древний финно-угорский народ, живший в нижнем течении реки Ока. Cоседcтвовала c родственными мордвой, мещерой, мерей. Имела «язык свой», платила дань русским князьям. Селища и могильники муромы 7 – начала 11 вв. известны по обоим берегам реки Ока. Единственное укреплённое поселение – городище у современного села Чаадаево Муромского района Владимирской области – было, очевидно, центральным для всей территории муромы. В хозяйстве муромы наряду с земледелием и животноводством сохраняли значение охотничий и рыболовный промыслы, существовали кузнечное и бронзолитейное ремесло. Во 2-й половине 10 в. на территории расселения муромы возник древнерусский г. Муром. Ассимилирована восточнославянским населением. Археологические памятники муромы позднее середины 11 в. неизвестны.
История
Исторические народы
Мещера
Меще́ра, древний финно-угорский народ, живший в пределах Мещёрской низменности. Некоторые исследователи рассматривают мещеру как особую группу мордвы. Археологические материалы позволяют считать мещеру особой группой волжских финнов. Отличительной чертой погребений мещеры в сравнении с обрядностью других финских народов Поочья является практически полное отсутствие орудий и бытовых предметов. Незначительное количество, разбросанность, небольшая численность погребений указывают на очень малую плотность населения мещеры. Окончательная ассимиляция мещеры была связана с массовым освоением русскими Мещёрской низменности, которое началось, по археологическим данным, не ранее 13 в.
История
Исторические народы
Кривичи
Кри́вичи, союз восточнославянских племён конца 1-го – начала 2-го тыс. По археологическим данным, сформировались в конце 7 – 1-й половине 8 вв. на территории северо-западной Смоленщины и северо-восточной Белоруссии. Согласно «Повести временных лет», кривичи занимали территории, расположенные по верхнему течению Волги, Западной Двины и Днепра; западные кривичи – полочане, поселившиеся в районе реки Полота (правый приток Западной Двины) и современного г. Полоцк. Через племенную территорию кривичей проходил путь «из варяг в греки». В границах племенной территории возникли первые города – Смоленск (в 10 в. находился, возможно, в Гнёздове), Полоцк, Витебск, Лукомль. В конце 10 – середине 11 вв. ареал расселения кривичей окончательно присоединён к Древнерусскому государству, кривичи влились в состав древнерусской народности, при этом их потомки, смешавшиеся с представителями других групп древнерусского населения, сохраняли в 11–12 вв. определённое культурное своеобразие.
Украшения кривичей из длинных курганов
Вожди племен, общностей, раннеполитических образований
Аскольд и Дир
Аско́льд и Дир, согласно раннему древнерусскому летописанию, два брата-варяга, пришедшие с севера в Киев и ставшие правителями полян. В летописании 11–12 вв. сохранилось две версии рассказа о них: в Начальном своде последней трети 11 в., отразившейся в Новгородской первой летописи младшего извода, и в «Повести временных лет». Летописные известия об Аскольде и Дире представляют собой сочетание аутентичных фрагментов исторической памяти о прошлом Киева с литературными добавлениями и интерпретациями летописцев. Аутентичное ядро их истории представлено в Начальном своде и восходит к «Древнейшему сказанию» середины 11 в. Из всех элементов летописного рассказа самыми исторически достоверными могут считаться рассказ об их приходе в Киев и факт их последующей гибели от рук новых пришельцев с севера – Игоря и Олега. Правление Аскольда и Дира в Киеве можно примерно отнести ко 2-й половине – концу 9 в.
Аскольд и Дир просят у Рюрика в Новгороде разрешения на поход на Царьград; прибытие Аскольда и Дира на кораблях с дружиной к Киеву. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.