Спиридон-Савва
Спиридо́н-Са́вва (2-я половина 15 – начало 16 вв.), древнерусский книжник, киевский митрополит.
Возведён константинопольским патриархом на киевскую митрополичью кафедру в 1476 г. в условиях борьбы за митрополию между литовским и московским претендентами. Казимир IV, под властью которого находилась Литва, не признал Спиридона-Савву и заточил его в темницу, откуда тот освободился при невыясненных обстоятельствах и перебрался в Московскую Русь. В Москве также не признавали митрополичьего сана Cпиридона-Саввы, и он был заключён в Ферапонтов монастырь (не ранее 1483).
Автор «Изложения о православной истинной нашей вере», посвящённого описанию семи Вселенских соборов и призванного доказать приверженность Спиридона-Саввы православию (на Руси сомнения могли возникнуть из-за поставления Спиридона-Саввы в митрополиты константинопольским патриархом, находившимся в зависимости от мусульман-турок); «Жития Зосимы и Савватия Соловецких» о подвижниках – основателях Соловецкого монастыря (переработка первоначальной редакции Досифея, который попросил Спиридона-Савву, имевшего репутацию искусного книжника, доработать текст в житийном стиле; вопрос о характере редактуры Спиридона-Саввы остаётся дискуссионным), а также «Послания о Мономаховом венце» (дошедшего, по-видимому, в позднейшей переработке, а не в изначальной версии Спиридона-Саввы) о родстве русских князей Рюриковичей с римским императором Октавианом Августом и получении царского венца князем Владимиром Мономахом от византийского императора. Концепция «Послания…» совпадает с идеями «Сказания о князьях Владимирских» (16 в.); вопрос о первичности и вторичности этих произведений окончательно не решён.