Основной тон (в музыке)
Основно́й тон (нем. Grundton), 1) в музыкальной акустике – тон, издаваемый акустической системой, колеблющейся с наинизшей возможной для неё частотой. Высота основного тона определяется частотой собственных колебаний системы. Термин «основной тон» применяют также для обозначения составляющей с наинизшей частотой при разложении сложных периодических колебаний в ряд по синусоидальным компонентам.
2) В гармонии (музыкально-теоретическом учении) – нижний звук большого и малого трезвучий в основной форме. При обращении трезвучия основной тон перемещается. Термину «основной тон», который окончательно закрепился в этом значении в конце 19 – начале 20 вв., предшествовал ряд родственных терминов (с 17 в.): латинское ima basis (буквально – нижнее основание) – в трудах И. Липпия «Третье рассуждение о музыке» («Disputatio musica tertia», 1610) и «Синопсис новой музыки» («Synopsis musicae novae», 1612); английское root (буквально – корень) – в учебнике Т. Кэмпиона «Новый способ сочинять четырёхголосный контрапункт» («A new way of making fowre parts in counter-point», около 1614); французское basse fondamentale – в исследованиях Ж.-Ф. Рамо; немецкое Hauptton – в трудах Х. Римана.
В 20 в. понятие основного тона активно разрабатывал П. Хиндемит, распространяя его на любые созвучия, в том числе на интервалы. По его теории, основной тон – сильнейший тон созвучия (вследствие дублирования одного из звуков суммовыми комбинационными тонами первого и, в меньшей степени, второго порядка). Согласно Хиндемиту, основной тон может находиться внизу (как в квинте) или вверху (как в кварте); в ряде интервалов (секунды и септимы, тритон) и аккордов (например, в уменьшённом септаккорде, в уменьшённом трезвучии) основного тона нет. В таких созвучиях сонантно неустойчивые интервалы (в том числе в составе аккордов) «подчиняются» сонантно устойчивым, мотивированным «законами природы» интервалам – прежде всего квинте и кварте. Учение об основном тоне Хиндемита нашло отражение в современных учебниках гармонии, например, в трудах Ю. Н. Холопова.
3) Нижний тон натурального звукоряда. 4) В элементарной теории музыки основным тоном принято называть нижний тон любого аккорда терцовой структуры в основном виде.