Кулич
Кули́ч, куличка, пасха, паска (болг. яйчелник, великденски кравай, серб. витица, плетеница, польск. babka wielkanocna), у славян ритуальный хлеб, выпекаемый на Пасху. Термин «кулич» (от среднегреч. κουλλίκι(ον) восходящего к греч. κόλλιξ – хлеб круглой или овальной формы) известен с 17 в. Изготовляется из сдобного теста с большим количеством пряностей, орехов, цукатов и т. п. (сходный хлеб известен у ряда народов Западной Европы, например, нем. Osterbrot). Может быть круглым или продолговатым (например, в виде витой косы), иногда имеет вид открытого пирога с творожной, ягодной и т. п. начинкой; три кулича – большой, средний и маленький – складывают в пирамидку и т. д. Балканские славяне украшают кулич сверху одним или несколькими целыми яйцами.
Кулич составляет наряду с крашеными яйцами и творожной «пасхой» основную часть пасхальной пищи, освящаемой в церкви; куличами, как и яйцами, принято одаривать друг друга при «христосовании».
Пасхальный хлеб пекли в Страстную субботу, реже – в Страстной четверг. Славянские ритуалы с пасхальным хлебом сохраняют многие архаические черты народной традиции. У словаков и поляков считалось, что пасхальный хлеб следует ломать, а не резать; гуцулы начинали праздничный завтрак с сухого кусочка «паски», хранившегося с прошлого года, и т. д. Кусочками кулича «кормили» умерших предков, например, оставляли «для родителей» на столе под иконами или на кладбище (у восточных славян на Радоницу).
Приготовление кулича сопровождалось рядом запретов и предписаний, например, в Карпатах пасху в печь сажали на специальной лопате, обязательно надевая рукавицы (т. е. не «голыми» руками), при этом за всё время выпечки хозяйка опасалась присаживаться, чтобы «паска» не осела. В Воронежской губернии, пока кулич находился в печи, запирали снаружи дверь, чтобы не вошел «чужой» человек, иначе бы пасхальный хлеб не удался.
По пасхальному хлебу (как и по рождественскому) гадали о судьбе членов семьи, урожае и благосостоянии будущего года. Повсеместно полагали, что высокий, целый и красивый кулич предвещал семье удачный год. Если же пасхальный хлеб опускался, трескался, обваливался посередине или с краёв, и т. п., то в доме и хозяйстве ожидали несчастья. По восточнославянским поверьям, полая внутри «паска» предвещает смерть в доме.
Многочисленные магические действия были направлены на урожай в поле и плодовитость скота: специальный кулич клали в семенное зерно («засевальная пасха») или скармливали скоту («скотинная пасха»). В ряде областей кулич катали по земле вместе с пасхальными яйцами или закапывали в борозду, чтобы обеспечить хороший урожай. В Страндже (Болгария) пасхальный хлеб в виде сдобной лепёшки с запечёнными сверху яйцами (по поверьям, чем больше яиц, тем обильнее будущий урожай) оставляли на столе в течение трёх дней праздника, чтобы богатство задержалось в доме, после чего съедали, чтобы «изгнать Пасху».