Париж. Музыкальная жизнь
Музыка́льная жизнь Пари́жа. Париж – важнейший центр мировой музыкальной культуры со времён раннего Средневековья, давший начало ряду музыкальных жанров, школ и направлений; родина европейской профессиональной многоголосной музыки, балета, оперетты, нескольких жанров оперы.
В 12 в. здесь сформировалась связанная с собором Парижской Богоматери школа Нотр-Дам, деятельность её представителей заложила основы развития полифонии. В 14 в. в Париже работали Филипп де Витри и Иоанн де Мурис (преподавал в Парижском университете) – теоретики музыки, трактаты которых послужили началом нового этапа развития мензуральной нотации (арс нова).
В 16 в. Париж стал крупнейшим центром нотопечатания. В 1520-х гг. типограф П. Ольтен усовершенствовал способ печати нотного текста, изобретённый О. Петруччи, и создал новый тип пунсона с нотным знаком и фрагментом нотоносца, который позволял печатать и саму ноту, и нотный стан в один приём. Его изобретением пользовались издатели К. Плантен, Н. Дюшмен (N. Du Chemin) и др.; вероятно, его также применял П. Аттеньян в многочисленных изданиях сборников многоголосных песен (стали выходить не позднее 1528), впервые в истории начавший изготавливать ноты массовыми тиражами.
В 1570 г. И. Т. де Курвиль и Ж.-А. де Баиф открыли в Париже Академию поэзии и музыки (Académie de Poésie et de Musique; в 1576–1585 Дворцовая академия, Académie du Palais).
В 17 в. значительную роль в культурной жизни столицы играл королевский двор, в особенности в годы правления Людовика XIV. В капеллу «Музыка короля» входили три больших коллектива: придворный оркестр «Палата короля» (La Chambre du Roy), включавший «Двадцать четыре скрипки короля» (Les Vingt-quatre Violons du Roy, постоянно находился в Париже) и «Малые скрипки Люлли» (Les Petits Violons de Lully, самостоятельный оркестр под управлением Ж.-Б. Люлли, сопровождал короля в путешествиях); вокальная Королевская капелла; духовой оркестр «Большая конюшня» (Grande Écurie). В 1653–1687 гг. Люлли, основоположник национальной оперной школы, родоначальник жанра лирической трагедии, был центральной фигурой в музыкальной жизни Парижа. В 1669 г. открыт постоянный музыкальный театр – Академия оперы (с 1672 Королевская академия музыки, ныне Парижская опера), которую в 1672–1687 гг. возглавлял Люлли. В 1714 г. на основе двух театральных трупп ярмарки Сен-Жермен под управлением Катрин Барон и Готье де Сент-Эдме основан театр «Опера-Комик». В 1730–1760-х гг. в придворном театре ведущее положение занял Ж.-Ф. Рамо, композитор и теоретик, внёсший существенный вклад в учение о гармонии.
В 17–18 вв. в Париже жили и работали крупнейшие музыканты-инструменталисты: органисты Ж. Титлуз, Г. Нивер, Н. де Гриньи, клавесинисты Ж. Шамбоньер, Ж.-А. д’Англебер, виолист М. Маре и многие другие. С Парижем связана деятельность композиторов, клавесинистов и органистов – представителей династии Куперен. В творчестве Ф. Куперена достиг наивысшего расцвета жанр французской клавирной сюиты.
В 1795 г. на базе Национального музыкального института (1793), объединившего Королевскую школу пения и декламации (1784) и Музыкальную школу национальной гвардии (1792), была основана Парижская консерватория (в 1795–1814 под руководством совета директоров, возглавлявшегося Б. Сарреттом и включавшего Ф.-Ж. Госсека, Э. Мегюля, Л. Керубини).
После Французской революции 18 в. театры были национализированы, церковные школы упразднены. В 1828 г. Ф.-А. Хабенек основал концертное общество Парижской консерватории, в 1828–1967 гг. при нём существовал оркестр (на его основе в 1967 организован Парижский оркестр). В период Второй империи Париж стал центром искусства оперетты. В 18–19 вв. здесь работали мастера – изготовители музыкальных инструментов, среди них: Ж.-Б. Вильом (струнные смычковые), С. Эрар (фортепиано, арфы), А. Кавайе-Коль (органы); в 1807 г. в пригороде Парижа основана фирма по производству фортепиано Pleyel.
В 19–20 вв. Париж стал привлекать музыкантов из других стран: здесь жили и работали Дж. Россини, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. И. Шаляпин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др. В начале 20 в. С. П. Дягилев организовал Русские исторические концерты и оперно-балетные Русские сезоны, способствовавшие популяризации русского искусства за рубежом. После Первой мировой войны возникла группа композиторов-экспериментаторов «Шестёрка»; четверо композиторов следующего поколения объединились в группу «Молодая Франция» (существовала в 1936–1939). В 1954–1973 гг. проводились концерты современной музыки концертного общества Le Domaine musical, основателем и одним из руководителей которого (совместно с П. П. Сувчинским) был П. Булез.
В конце 19 – начале 20 вв. в парижских концертных кафе (т. н. кафе-шантан) и кабаре сложилась традиция французской эстрадной песни (шансон); ведущие исполнители в этом жанре: Ш. Азнавур, Ж. Брассенс, М. Шевалье. К ним примыкают М. Матьё и Э. Пиаф – певицы, работавшие в разных жанрах.
Ныне в Париже функционируют: Парижская опера, «Опера-Комик» (название с 1801); Оркестр Э. Колонна (1873), Оркестр Ш. Ламурё (1881), Национальный оркестр Франции (1934, первоначально – Оркестр французского радиовещания), Филармонический оркестр французского радио (1937, современное название с 1989), Парижский оркестр; Ensemble Intercontemporain (1976), Ensemble orchestral de Paris (1978), вокально-инструментальный ансамбль Les Cris de Paris (1999). Работают всемирно известные музыкальные ансамбли, специализирующиеся в области аутентичного исполнительства: Le Concert spirituel (1987), Les Talens Lyriques (1991, Монпелье, с 2005 в Париже) и др.
Крупнейшие концертные залы – «Плейель» (Salle Pleyel, открыт в 1839; с 1927 в новом здании, архитектор Г. Лион; в 2002–2006 был закрыт на реставрацию), «Гаво» (Salle Gaveau, 1907, в 1976 закрыт, в 2001 вновь открыт после реставрации), «Парижская филармония» (2015; открыт в музыкальном и культурно-развлекательном комплексе «Город музыки», 1995).
Высшие музыкальные учебные заведения: Парижская консерватория, «Школы Фонтенбло» (основаны в 1921 под названием Американская консерватория в Фонтенбло), «Эколь нормаль де мюзик» (1919), Русская консерватория в Париже (1923). Преподавание старинной музыки сосредоточено в «Схола канторум» (Schola cantorum de Paris, 1894) и Центре барочной музыки в Версале (1987). Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM; 1970) – один из мировых центров изучения музыкальной акустики, а также современной (в том числе электронной) музыки. В Париже находится штаб-квартира Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (1949).
В рамках «Осеннего фестиваля» (ежегодно с 1972) проводятся Международные музыкальные недели. Международный музыкальный конкурс пианистов, скрипачей и вокалистов имени М. Лонг и Ж. Тибо (основан в 1943, современный статус с 1946; номинация для вокалистов с 2011) – один из самых престижных в мире.