Мур Генри
Мур Ге́нри (Henry Moore; Генри Спенсер Мур, Henry Spencer Moore) (30.7.1898, Каслфорд, округ Уэйкфилд, графство Западный Йоркшир – 31.8.1986, Перри-Грин, поселение Мач-Хадем, графство Хартфордшир), британский скульптор, график.
Ранние годы и творчество межвоенного периода
Родился в многодетной семье шахтёра и профсоюзного деятеля Раймонда Спенсера Мура (1849–1922) и его жены Мэри Мур, урождённой Бейкер (1858–1944). В 1909–1915 гг. учился в средней школе г. Каслфорд, где его ранние опыты в рисовании и лепке были замечены учительницей рисования Э. Гостик. При её поддержке Г. Мур решил избрать карьеру в сфере изобразительного искусства, однако не получил одобрения родителей. По настоянию отца после прохождения краткого курса обучения устроился учителем-практикантом в школу, которую сам окончил. По достижении 18 лет служил в Собственном принца Уэльского стрелковом полку гражданских служащих, участвовал в военных действиях во Франции в ходе Первой мировой войны 1914–1918 гг. Пострадав в газовой атаке в сражении при Камбре 1917 г., был возвращён в Англию для лечения. В 1919 г. как бывший военнослужащий получил льготную стипендию, благодаря которой 2 года учился в Художественном училище Лидса (ныне Университет искусств Лидса). В первый из них преимущественно занимался рисованием, затем сосредоточился на скульптуре. В училище Мур познакомился с Б. Хепуорт, с которой имел схожие интересы в искусстве. В дальнейшем творчество Мура было значимым ориентиром для Хепуорт.
Благодаря полученной по окончании училища «стипендии Королевской выставки 1851 г.» поступил в Королевский колледж искусств в Лондоне (1921–1924), в столице изучал обширную коллекцию древней скульптуры в Британском музее. Тогда же в основном сформировались творческие интересы Мура, отошедшего от европейской скульптурной традиции в сторону архаической пластики и примитивов (Месопотамия, Древний Египет, Киклады, Африка, доколумбова Америка). Истоки творчества Мура, помимо его увлечения «архаикой», связаны с формированием авангардного движения в Англии. В начале своего творческого пути он осваивал достижения старших современников, в том числе британских скульпторов-авангардистов А. Годье-Бжески и Дж. Эпстайна. Не менее сильное воздействие на него оказала книга одного из основоположников британского авангарда Р. Фрая «Ви́дение и изображение» («Vision and Design», 1920) с эссе о «древнеамериканском искусстве» и «негритянской скульптуре». По окончании обучения Мур остался в Королевском колледже в должности преподавателя скульптурного класса, получил стипендию и на эти средства в 1925 г. провёл полгода во Франции и Италии.
К началу 1930-х гг. сформировался круг основных образов в творчестве Мура: в 1926–1927 гг. он исполнил первые воплощения главного мотива своего творчества – полулежащей женской фигуры (англ. reclining figure; например, 1927, бетон, частное собрание); тогда же начал работать над другими образами, к которым затем неоднократно возвращался, – поясными женскими фигурами, изображениями матери с ребёнком, масками и головами. Эти произведения создавались из камня или дерева, иногда из фактурной глины или бетона (т. н. искусственного камня) в соответствии с принципом прямого высекания, т. е. традиционного последовательного метода обработки твёрдого материала при помощи резца и других инструментов. Работы этого периода отразили влияние кубизма, творчества П. Пикассо и К. Бранкузи, но наиболее значимым источником вдохновения для Мура оставалась архаическая пластика, в частности скульптура доколумбовой Америки. В парижском Этнографическом музее Трокадеро на него произвёл особое впечатление гипсовый слепок статуи типа Чак-Мооль – полулежащей с согнутыми коленями мужской фигуры, руки которой держат на животе плоское блюдо для жертвоприношений. Мур воспринимал эту позу как «архетип» скульптурного воплощения фигуры человека (Read. 1966. P. 227) и избрал её основной для своих произведений. Полулежащие женские фигуры также соотносились с его представлением о некоем вневременном женском образе, пронизывающем всю историю искусства.
В 1928 г. Мур открыл свою первую персональную выставку, в Галерее Уоррена в Лондоне, и исполнил первый общественный заказ – каменный рельеф «Северный ветер» (1928–1929; ныне носит название «Западный ветер») на здании Управления лондонского метро (1927–1929, архитектор Ч. Холден). В 1929 г. женился на студентке Королевского колледжа искусств Ирине Радецкой (1907–1989). Молодые супруги обосновались в студии в Хэмпстеде – одном из северных районов Лондона. На второй своей выставке (1931), в галерее на Лестер-сквер в Лондоне, Мур был удостоен одобрительного отзыва со стороны Дж. Эпстайна, хотя отклики в прессе были в основном негативными. Через год Мур перешёл из Королевского колледжа в Школу искусств Челси (ныне Колледж искусств Челси, филиал Лондонского университета искусств), где возглавил факультет скульптуры (1932–1939).
В 1933 г. Мур вошёл в основанное П. Нэшем авангардное творческое объединение «Первое подразделение» (Unit One; среди прочих участников: архитектор У. Коутс, художник Б. Николсон, скульптор Б. Хепуорт и художественный критик и теоретик искусства Г. Рид, написавший первую книгу о Муре в 1934), для членов которого наибольший интерес представляло абстрактное искусство. Тогда же Мур начал экспериментировать над соединением стремящихся к абстракции форм и идей витализма (абстрактный витализм), что совпадало с воззрениями Г. Рида в русле теории динамической причинности (жизненный порыв) А. Бергсона. Кроме того, к середине 1930-х гг. в Лондоне образовалась целая «колония» иммигрировавших в Великобританию деятелей культуры (Н. Габо, В. Гропиус, П. Мондриан, Л. Мохой-Надь, З. Фрейд и др.). В 1936 г. Мур принял участие в Международной сюрреалистической выставке в Лондоне.
В 1930-х гг. Мур разработал творческий метод, основанный на стремлении вернуть скульптуре её исконные качества. В его основе лежали идеи «соответствия материалу» (англ. truth to material) и «универсальной формы», концепция «абстрактного витализма», синтез архаических принципов с течениями в русле модернизма (кубизм, сюрреализм, конструктивизм). Следуя первому принципу, Мур выбирал материалы (дерево, известняк, песчаник), которые лучше всего соответствовали его стремлению выявить фигуративный образ из некой застывшей, «абстрагированной» витальной материи. Не без влияния сюрреализма он разработал и авторский аналитический метод творческого поиска: зарисовывал гальку, камни, раковины моллюсков, кости и другие природные объекты, стремясь выявить в них формо- и ритмообразующие принципы, а затем «сублимировал» свои находки в скульптурные образы – как правило, полулежащей фигуры, фигур матери и ребёнка. Конструктивизм оставил след в его творчестве 2-й половины 1930-х гг. в виде «струнных скульптур» (например, «Мать и ребёнок», 1939, Музей Фогг, Кембридж, США; утраченная деревянная скульптура «Струнная фигура», 1938; авторское повторение в бронзе, 1960, Галерея Тейт, Лондон) и рисунках-идеях для скульптур 1936–1968 гг.
В это же десятилетие (почти одновременно с Б. Хепуорт) Мур стал использовать один из своих наиболее узнаваемых формальных приёмов – сквозные отверстия в гладких, обтекаемых, выпуклых или вогнутых объёмах. Поначалу эти «дыры» вызывали скорее негативную и насмешливую реакцию у консервативно настроенной публики (хотя в целом скульптуры Мура так или иначе изображали человеческую фигуру), однако в последующей критике они стали восприниматься как условность объёмно-пластического образа – материализованная пустота внутри почти абстрактной скульптуры.
Творчество в годы Второй мировой войны
После начала Второй мировой войны 1939–1945 гг. Мур прекратил преподавать, поскольку Школа искусств Челси была эвакуирована из Лондона. Поначалу он работал в своём коттедже в графстве Кент, затем, после кратковременного пребывания в Лондоне, арендовал дом в Перри-Грин (графство Хартфордшир), который в дальнейшем стал его постоянным жилищем и мастерской. Нехватка материалов для пластики в первые годы войны заставила Мура сосредоточиться на рисовании и создании небольших объёмных эскизов для будущей скульптуры. Вместе с другими британскими деятелями искусства он принял участие в работе Совещательного комитета военных художников (председатель – искусствовед К. Кларк) в качестве официального художника военного ведомства. По поручению комитета, в 1940–1941 гг. Мур создал серию рисунков лондонских бомбоубежищ, в 1942 г. – графическую серию на тему труда шахтёров из Каслфорда (земляков Мура), работавших на нужды фронта. Экспрессивные и наполненные мрачными сюрреалистическими образами серии «Убежища» и «Угольные шахты» («Шахтёры») тем не менее нашли отклик у зрителей, что сыграло важную роль в будущем признании Мура.
В 1943 г. Мур принял заказ на создание статуи Мадонны с Младенцем для церкви Святого Матфея в г. Нортгемптон [другая скульптура на эту тему установлена в 1949 в церкви Святого Петра в Клейдоне, в 1978 перенесена в приходскую церковь в Барэме (обе – графство Суффолк)], в которой ему удалось соединить ключевую для себя тему матери и ребёнка со старой традицией религиозного искусства (Мур полагал, что в Великобритании настоящая скульптура существовала только в Средние века; Moore. 2002). В 1944 г. последовал заказ на «Семейную группу» для школы в Стивенидже (графство Хартфордшир; первая большая бронзовая скульптура Мура), что подтвердило изменение его стиля в сторону большей традиционности и своеобразного гуманизма (в данном случае – позитивного восприятия человека).
Темы семьи, отношений матери и ребёнка получили новое, глубоко личное развитие в творчестве Мура после смерти его матери в 1944 г. и рождения долгожданного ребёнка – дочери Мэри в 1946 г. Начиная с середины 1940-х гг. он исполнил множество вариантов «Семейных групп» – от маленьких бронзовых статуэток до монументальной скульптуры (например, «Семейная группа», бронза, 1949, Галерея Тейт).
Творчество в послевоенный период
Всемирной известности Мура в послевоенное время способствовали его репутация, заслуженная в годы войны, и гуманистический пафос его недавних произведений, отображённый, в частности, на ретроспективной выставке 1946 г. в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Подтверждением славы Мура в Европе стал специальный Международный скульптурный приз на первой послевоенной Венецианской биеннале (1948). Признанию мастера также способствовало то, что его скульптура 1940-х – начала 1950-х гг. была в основном фигуративной, почти реалистической – в противоположность более абстрактным произведениям довоенного периода. Всё это позволило Муру занять центральное место в британском художественном сообществе и привело к спросу на его скульптуры для украшения общественных пространств (паблик-арт).
Даже после того как американские коллекционеры начали покупать его работы, Мур не пошёл на компромисс со вкусами большинства и в области паблик-арта придерживался принципиальной позиции, согласно которой не создавал что-либо специально на заказ, а мог предложить один из своих уже готовых эскизов для его масштабирования и размещения в архитектурном или ландшафтном контексте. С обретением финансовой независимости Мур смог работать в практически любом размере, которого, по его мнению, требовала его скульптура.
В конце 1940-х – 1950-е гг. Мур стал ведущим мастером паблик-арта, а его работы – современными формами-символами стойкости и возрождения, мира и спокойствия; в их числе: «Три стоящие фигуры» (камень, 1947–1948, Баттерси-парк, Лондон), «Семейная группа» для нового города в Харлоу (графство Эссекс; камень, 1954–1955), «Полулежащая фигура» для Фестиваля Британии (бронза, 1951, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург). В 1952–1953 гг. Мур создал один из своих наиболее известных образов – бронзовую скульптуру «Король и королева» (одна из первых отливок установлена в Музее скульптур под открытым небом Мидделхейм в Антверпене), поводом для создания которой считается смерть британского короля Георга VI и восшествие на престол Елизаветы II. В 1950-х гг. осуществил проекты, в которых скульптура органично сосуществует с архитектурой («Экран времени/жизни», 1952–1953, Нью-Бонд-стрит, Лондон; «Настенный рельеф № 1» на фасаде здания «Баусентрум», Роттердам, 1955; «Полулежащая фигура» перед парижским зданием ЮНЕСКО, 1957–1958).
В 1950-х гг. творчество Мура обогатилось новыми биоморфными мотивами, что выразилось, в частности, в серии «тотемных» вертикальных фигур («Вертикальный мотив № 1: Крест Гленкилн», 1955–1956, поместье Гленкилн близ г. Дамфрис, область Дамфрис-энд-Галловей, Шотландия), в скульптуре «Король и королева» и в фигурах воинов («Воин со щитом», 1953–1954, Палаццо Веккьо, Флоренция; «Падающий воин», 1956–1957, Галерея Тейт). В последних произведениях, так же как и в серии «Драпированные фигуры» (1952–1958), нашёл отражение возникший у Мура интерес к античному наследию (в 1951 он впервые посетил Афины, Микены и Дельфы). Интерпретацией классической традиции было также расширение диапазона в выборе материалов: Мур стал исполнять большинство своих скульптур в бронзе по собственной авторской методике, когда гипсовая модель обрабатывалась им как каменная или деревянная скульптура, а поверхность окончательной бронзовой версии также подвергалась скульптурной обработке, включавшей в себя гравировку-процарапывание и живописно-экспрессивное покрытие патиной. С середины 1960-х гг. он стал также использовать мрамор, который, как прежде и бронзу, долгое время игнорировал. С 1964 г. Мур арендовал летний коттедж в курортном городе Форте-деи-Марми близ г. Каррара, где работал в мраморе при помощи итальянских специалистов.
С 1960-х гг. Мур в своём творчестве всё больше склонялся к абстракции, уделяя особое внимание связи скульптуры с её природным или архитектурным окружением, например исторической застройкой («Остриё ножа из двух частей», 1962–1967, Вестминстер, Лондон; «Веретено», 1968, Гайд-парк, Лондон; «Арочный холм», 1973, площадь Карлсплац, Вена). В этот период многие его значительные работы – это своего рода модернизированные произведения монументальной или монументально-декоративной скульптуры [«Ядерная энергия (Атом)», 1964–1966, находится во дворе Чикагского университета]. Параллельно он работал над вариантами многочастных скульптур, итогом стали произведения «Полулежащая фигура из двух частей» (1963–1965, Линкольн-центр, Нью-Йорк), «Трёхчастная скульптура № 2 – Лучник» (1964–1965, площадь Натана Филлипса, Торонто), «Трёхчастная скульптура – Позвонки» (один из вариантов, 1978–1979, Центральный городской парк, Даллас, штат Техас). Среди его поздних работ – практически абстрактные религиозные скульптуры [престол округлой формы в церкви Святого Стефана в районе Уолбрук, 1972; «Мать и дитя (Капюшон)», высота – 1,83 м, 1982–1983, собор Святого Павла; обе – в Лондоне].
Во 2-й половине 1970-х – 1980-х гг. Мур вёл скромный образ жизни; его здоровье заметно пошатнулось, и все его большие скульптурные работы последнего периода были в основном созданы ассистентами под руководством мастера. В то же время он продолжал заниматься графикой, которой и до этого отводил значимое место в своём творчестве.
Графика
Графика Мура по глубине значения едва ли не равна его скульптуре. В частности, Мур разработал синтетический жанр рисунков – «идей для скульптуры», которые были по сути набросками, но исполнялись как самостоятельные произведения. В 1949–1950 гг. он работал над иллюстрациями к французскому изданию стихотворения «Прометей» И. В. Гёте в переводе А. Жида (цветные рисунки, воспроизведённые в технике цветной литографии). Особое место в его творчестве занимают графические циклы. Помимо «Убежищ» и «Угольных шахт», Мур работал над сериями: «Череп слона» (1969; офорт на меди; гравюры исполнены офортным резцом сразу на доске, без подготовительного рисунка), «Овцы» (1972, рисунки шариковой ручкой; воспроизведены в технике офорта, 1972–1974), «Стоунхендж» (1973, литографии), «Деревья» (1979–1983; монохромные рисунки мелками, углём, стеклографом и пастелью с отмывкой, отдельные листы выполнены в технике офорта) и «Небеса» (1982, пастель, уголь и акварель).
По рисункам Мура разных лет в 1970-х – 1980-х гг. создано более 30 шпалер [бо́льшая часть выполнена в Колледже искусств и реставрации Вест-Дин (г. Чичестер, графство Западный Суссекс), например шпалера «Три судьбы» по рисунку 1943, 1983–1984, Фонд Генри Мура].
Признание
При жизни Мур добился международного признания как главный представитель современной британской скульптуры и как один из ведущих скульпторов всего 20 столетия. В 1977 г. стараниями семьи «величайшего ныне живущего скульптора» (Pevsner. 1945. P. 47) и «крупнейшего мастера современного искусства» (см., например, Middleton. 1946), как его всё чаще именовали после постепенного ухода из жизни других крупных мастеров модернизма, основан Фонд Генри Мура, а в 1982 г. в Лидсе открылись Галерея скульптур Генри Мура и Центр изучения скульптуры.
В 1966 г. Мур стал членом Британской академии. Награждён орденами Кавалеров Почёта (1955) и «За заслуги» (1963).
Важными факторами для изучения наследия Мура в России (по данным 2023, не представленного в российских собраниях) были выставки его скульптуры и графики, прошедшие в Музее семьи Бенуа в Петергофе и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве (обе – в 1991), в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Музеях Московского Кремля (2011–2012).