Патина
Па́тина (итал. pа́tina), тончайшая плёнка (налёт) различных цветовых оттенков на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни. Различают патину естественную, образующуюся в результате окисления металла под воздействием атмосферного воздуха, влажной почвы, морской воды, и патину искусственную, получаемую в результате нагревания или обработки окислителями (патинирования). Образование патины под воздействием естественной среды представляет собой вид коррозии, патинирование же является видом оксидирования металлов.
Патина в основном придаёт медьсодержащим изделиям (например, бронзовой скульптуре) особую красоту, окрашивая их в различные оттенки голубого, зелёного, коричневого и других цветов. Оттенки патины зависят от состава и строения металлического сплава, состава среды и продолжительности соприкосновения с ней изделия. Для образования естественной патины необходимо длительное (от нескольких месяцев до сотен лет и более) воздействие воздуха, содержащего влагу и углекислый газ. Естественная патина делится на т. н. благородную и дикую. Благородная (или античная) патина состоит в основном из двух слоёв: внутренний – оксид меди(I); наружный – соли меди (простые, например карбонат меди, и комплексные). Такая патина – плотная, твёрдая, блокирует доступ атмосферного воздуха к поверхности, защищая её от окислительных процессов, и мало адсорбирует влагу из атмосферы, растёт примерно до 80 мкм (толщина слоёв может варьироваться). Дикая патина – рыхлая, адсорбирует много влаги из атмосферы; медь с поверхности изделия непрерывно переходит в соли и оксиды, из-за чего поверхность изделия с течением времени искажается и разрушается (такое явление называется «бронзовая болезнь» или «рак меди», возникает при участии хлорид-ионов и др.). Патина, образующаяся в атмосфере промышленных городов, состоит из сульфатов с примесью небольшого количества карбонатов и хлоридов меди.
Искусственная патина, как правило, значительно толще и плотнее естественной. Поэтому слой искусственной патины в значительной мере предохраняет изделие от воздействия атмосферы и, следовательно, от разрушения. Патинирование имеет также декоративное значение, придавая современным художественным (например, бронзовым) изделиям вид старинных.
В архитектуре 2-й половины 20 – начала 21 вв. облицованные листовой медью фасады покрываются искусственной или естественной патиной, что является частью художественного замысла (например, научный музей «Немо» в Амстердаме, 1997, архитектор Р. Пиано).
Иногда патинированием называют также окраску «под бронзу» неметаллических изделий, например скульптуры из гипса.