#Современное искусство Великобритании
Современное искусство Великобритании
Тег

Современное искусство Великобритании

Современное искусство Великобритании
Найденo 9 статей
Живописцы
Суза Фрэнсис Ньютон
Су́за Фрэ́нсис Нью́тон (1924–2002), индийский живописец, писатель. Основатель первого объединения авангардистов в постколониальной Индии – «Прогрессивной группы художников» (1947; также автор его манифеста), ключевая фигура индийского изобразительного искусства 20 в. Работал в русле фигуративной живописи и графики в духе экспрессионизма, соединяя мотивы традиционной скульптуры и народного творчества Индии, искусства католицизма. С 1937 г. жил в Бомбее (ныне Мумбаи), с 1949 г. в Лондоне, с 1967 г. в Нью-Йорке. От социальных сюжетов раннего периода в зрелых работах обратился к теме переживаний «маленького человека». К наиболее значимым полотнам принадлежит серия «Чёрные картины» (1965). Главное литературное произведение Сузы – автобиографическое эссе «Нирвана личинки» («Nirvana of a Maggot», 1953).
Фрэнсис Ньютон Суза на фоне своей работы. 2001
Скульпторы
Уайтрид Рейчел
Уа́йтрид Ре́йчел (род. 1963), британский скульптор, график, автор инсталляций. Участница движения «Молодые британские художники». Известна своими крупноформатными работами в технике «негативной» отливки – «отпечатками» предметов интерьера и фрагментов сооружений, от бытовых вещей и мебели до целых комнат и лестниц. В своих произведениях обращается к теме «внутренней памяти» объектов и мест. Для работы использует папье-маше, воск и индустриальные материалы: зуботехнический гипс, бетон, полимерную смолу, резину. Первая женщина, удостоенная премии Тёрнера (1993). Возведена в рыцарское достоинство (2019).
Рейчел Уайтрид. Ок. 1993
Художники (современное искусство)
Лонг Ричард
Лонг Ри́чард (Richard Long) (род. 1945), английский художник, член Королевской академии художеств в Лондоне (2001). Учился в Колледже искусств Западной Англии в Бристоле (1962–1965), Школе искусств Сент-Мартинс в Лондоне (1966–1968) у скульптора-абстракциониста Э. Каро. Живёт и работает в Бристоле. Один из основоположников лэнд-арта. Его ранняя работа «Протоптанная линия» (1967) – фотография оставленного им следа на одном из полей в графстве Уилтшир – расширила представления о скульптуре; в ней Лонг выступил против превращения искусства в товар (см. в статье Коммодификация). Исследовал ландшафт, в одиночку совершая продолжительные прогулки в пустыне Сахара в Северной Африке, межгорной впадине Долина Смерти в США, горах Элсуэрт в Антарктиде и др., где из природных «найденных объектов» (камней, веток, льдин) выкладывал архетипические символы – линии и круги. Испытал влияние концептуального искусства: документировал прогулки с помощью фотографий, текстов, карт с маршрутами. В трафаретной технике продуцировал отпечатки с поверхностей камней. В живописи вместо краски использовал речной ил и мокрую почву: наносил их на стену рукой, имитируя мазки широкой кистью, погружал в них бумагу, создавая изображения с подтёками грязи. Представлял Великобританию на Венецианской биеннале (1976). Четырежды номинирован на Премию Тёрнера (1984, 1987, 1988, победитель в 1989). Возведён в рыцарское достоинство (2018).
Ричард Лонг. Линия в Гималаях. 1975. Напечатано в 2004
Премии
Премия Тёрнера
Пре́мия Тёрнера (Turner Prize), британская премия за достижения в сфере современного искусства. Основана в 1984 г. Галереей Тейт в Лондоне по инициативе учреждённой ею двумя годами ранее группы меценатов «Патроны нового искусства». Названа в честь английского живописца эпохи романтизма У. Тёрнера. Помимо традиционных видов изобразительного искусства, вручается за инсталляцию, фотографию, видео-арт, саунд-арт. Присуждается ежегодно художнику, работающему или родившемуся в Великобритании. При этом учитывается не творческое наследие в целом, а выдающиеся достижения за последние 12 месяцев. В 1991–2016 гг. обладателем премии мог стать художник возрастом до 50 лет, в 2017 г. возрастной ценз был отменён. С 2004 г. победитель получает денежный приз в размере 25 тыс. фунтов стерлингов, три остальных финалиста – по 5 тыс. фунтов. Среди лауреатов: Г. Ходжкин (1985), Гилберт и Джордж (1986), Р. Дикон (1987), Т. Крэгг (1988), Р. Лонг (1989), А. Капур (1991), Р. Уайтрид (1993), Э. Гормли (1994), Д. Хёрст (1995), К. Офили (1998), В. Тильманс (2000), Г. Перри (2003), С. Филипс (2010).
Искусство
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Независимая группа»
«Независимая группа». У истоков британского поп-арта стояло несколько молодых художников и архитекторов, которые образовали в начале 1952 г. в Лондоне на базе Института современного искусства (ICA) «Независимую группу» (Independent Group). Туда вошли художники Э. Паолоцци, Р. Гамильтон, Дж. Макхейл, фотограф Н. Хендерсон, архитектурный критик Р. Бенем, художественный критик Л. Аллоуэй, скульптор У. Тёрнбулл, позже к ним присоединились архитекторы П. и Э. Смитсон и др. Из-за возраста участников их первоначально называли «Молодая группа» (Young Group), и только с ноября 1952 г. стало употребляться её окончательное название.
Искусство
Образовательные организации
Институт современного искусства в Лондоне
Институ́т совреме́нного иску́сства в Ло́ндоне (Institute of Contemporary Arts in London, ICA), центр современного искусства в Великобритании. Основан в 1946 г. группой художников, поэтов, художественных критиков и меценатов в лице Э. К. Грегори, Э. Л. Т. Мезенса, Р. Пенроуза, Г. Рида, П. Уотсона, Дж. Григсона. Создан для свободного обсуждения идей в сфере современного искусства вне Королевской академии художеств в Лондоне. Первые две выставки – «40 years of modern art» и «40,000 years of modern art» (1948, кураторы Г. Рид, Р. Пенроуз) – были посвящены кубизму и традиционному африканскому искусству. С 1952 г. в стенах ICA проходили встречи и выставки «Независимой группы»; их сотрудничество способствовало развитию британского поп-арта. В ICA также экспонировались работы Дж. Поллока (1953), Ж. Брака (1954), Д. Хёрста (1991), Д. и Дж. Чепменов (1996) и др. С лекциями выступали первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке А. Барр, философы Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар и др. Проходили концерты рок-групп «The Smiths» (1983), «The Stone Roses» (1989), «Beastie Boys» (2004), рок-певца Д. Боуи (1988) и др. С 1968 г. располагается на улице Мэлл, неподалёку от Трафальгарской площади.
Джон Нэш. Здание Института современного искусства, Лондон. 1827–1832
Архитекторы, градостроители
Кросби Тео
Кро́сби Те́о (Theo Crosby) (3.4.1925 –12.9.1994, Лондон), английский архитектор, писатель, скульптор, дизайнер. Изучал архитектуру в Витватерсрандском университете в Йоханнесбурге. В 1970-е гг., отойдя от идей модернистской архитектуры, обратился к постмодернизму. Организовал выставку «Как играть в игру с окружающей средой» в галерее «Хейуорд» («How to play the environment game», 1973), где под влиянием идей основоположницы нового урбанизма Дж. Джейкобс раскритиковал модернистское градостроительство и поднял проблему соучастия граждан в городском планировании. Кросби косвенным образом оказал значительное влияние на развитие архитектуры и урбанистики 2-й половины 20 в. Он занимал должность технического редактора журнала Architectural Design (1953–1962) и возглавлял экспериментальную строительную компанию Taylor Woodrow. В 1963–1965 гг. привлёк к работе в её архитектурном отделе участников группы «Аркигрэм» и способствовал продвижению их идей. Один из основателей дизайн-студии Pentagram (с 1972). После смерти Кросби по его проекту в Лондоне завершилось строительство «Шекспировского Глобуса», копии театра «Глобус» (велось в 1989–1997). Член Королевской академии художеств в Лондоне (1990). Архив Кросби хранится в Университете Брайтона.
Тео Кросби в своей студии в Хаммерсмите, Лондон