Африка. Искусство и архитектура
Изобрази́тельное иску́сство и архитекту́ра А́фрики. До конца 19 в. наука уделяла слабое внимание искусству народов Африки. Европейское общество открыло африканское искусство в основном после английской карательной операции в Бенине 1897 г., когда в качестве репарации была захвачена богатая коллекция бронзы и резьбы по слоновой кости из дворца бенинских правителей. Научное собирание памятников искусства начал в начале 20 в. Л. Фробениус. Знакомство европейского общества с африканским искусством, особенно после Парижской колониальной выставки 1931 г., оказало сильное влияние на формирование авангардизма. В середине 19 в. становятся известны первые африканские наскальные изображения. Позже о них писали Л. Фробениус, Г. Обермайер, А. Брёйль. С конца 1950-х гг. благодаря работам А. Лота особенно знаменитыми становятся петроглифы Сахары.
Древнейший из дошедших до нас видов африканского искусства – петроглифы и наскальная живопись. Наиболее известны их скопления в Южной Африке (Укхаламба в Драконовых горах в ЮАР и Лесото, Брандберг и Твифелфонтейн в Намибии, Тсодило в Ботсване, Матопос в Зимбабве, район Дедза-Чонгони в Малави, район Касама в Замбии, Ангола), Восточной Африке (район Кондоа-Иранги в Танзании, провинция Маника в Мозамбике, Соллум-Баати, Мезаб-Алабе, пещеры Порк-Эпик, Лага-Ода и другие в Эритрее, Эфиопия), Западной (Бандиагара) и Северной Африке (Сахарский Атлас, Телль-Атлас, Ахенет, Тассилин-Адджер в Алжире, Феццан в Западной Ливии, Тенере, Аир в Северном Нигере, Джадо, Тибести, Борку, Эннеди в Северном Чаде, Адрар-Ифорас и другие в Мали, в Западной Сахаре и Мавритании).
Древнейшие наскальные изображения Южной Африки датируются 27,5 тыс. лет назад, позднейшие – началом 20 в. Росписи в основном распространены на юго-востоке, юге и юго-западе Южной Африки, петроглифы – во внутренних районах. Древнейшие изображения животных – профильные монохромные, позднее появляются двухцветные и многоцветные росписи, изображение схематизируется, усложняется композиция, развивается повествовательность. Так, в пещере Баруа изображена битва сан с банту: сан, отстреливаясь из луков, прикрывают товарищей, угоняющих скот, которых преследуют рослые темнокожие пастухи-банту; фигуры расположены ярусами. Считается, что большинство изображений, оставленных охотниками и собирателями (предками современных сан), связаны с врачевательными ритуалами (изображения людей, фантастических существ, животных; для каждого региона характерны изображения определённого вида животных: африканских антилоп – на юго-востоке, слона – на юго-западе, антилопы куду и жирафа – в Намибии, Зимбабве и Танзании); скотоводами и земледельцами (предками кой-коин и банту) – с инициациями [часто преобладают геометрические знаки и фигуры (например, в Тсодило), орнаменты]; в колониальный период появляются изображения лошадей, верблюдов, мотоциклов, поездов.
Наиболее принята следующая периодизация североафриканских наскальных изображений:
«Период древнего буйвола» (8000/6000–3500 до н. э.). Изображения сопровождаются каменными орудиями капсийской культуры. Для архаического периода характерны одиночные изображения животных (в том числе древнего буйвола, вымершего к началу неолита, – Тассилин-Адджер, Тибести, Феццан), выполненные глубоко врезанной и отшлифованной линией; есть и живописные изображения. Позднее усиливается детализация, появляются первые многофигурные композиции (дерущиеся буйволы, сцены охоты, нападение барса на слонов и др.). Характерны крупные, реалистично исполненные фигуры слонов, жирафов, страусов, львов и других хищников, людей с каменными топорами, луками, со звериными головами, большие круглоголовые фигуры (Тассилин-Адджер). Известны рельефные фигуры – первые изображения, возможно, одомашненных быков (Феццан).
«Период домашнего быка» (3500–1500 до н. э.). Основной сюжет – стадо быков с пастухами, распространены также жанровые сцены, сцены сбора плодов, приготовления пищи, танца и др.; из диких животных сохраняются изображения главным образом жирафов и страусов. Некоторые мотивы связываются с искусством додинастического Египта: диски, венчающие головы животных, слоны с ушами в виде крыльев бабочки и др. В живописи развивается полихромия: внутренняя поверхность изображения покрывается контрастным цветом, появляется моделировка объёма. Распространены исполненные охрой и обведённые белым контуром человеческие фигуры (т. н. египетский стиль).
«Период лошади» (1500 до н. э. – 200 н. э.). Усиливается стилизация изображений – лошадей, колесниц, всадников, воинов с копьями и щитами, людей в колоколовидных одеждах, быков, коз, ослов, собак. Появляются битреугольные человеческие фигуры.
«Период верблюда» (1–2-е тыс. н. э.). Изображения крупных диких животных (слонов, носорогов, страусов, антилоп, жирафов), верблюдов в позе «летящего галопа», всадников на верблюдах (Тассилин-Адджер), лошадей, быков. Усиливается тенденция к стилизации и схематизации. Фигуры людей и животных исполнены в «криволинейном» и «прямолинейном» (битреугольном) стиле. Некоторые фигуры превращаются в условные знаки. Изображения сопровождаются ливийскими и арабскими надписями.
У народов, занимавшихся подвижной охотой и собирательством (сан, сандаве, пигмеи), скотоводов и пастушеско-земледельческих народов Восточной и Южной Африки известны орнаментация мелких предметов (гравировка по скорлупе страусовых яиц у сан и др.), фигурная керамика (ньоро, ганда); у шиллук известны кожаные маски, у масаи – роспись кожаных щитов и т. п. Повсеместно в Тропической Африке развиты изготовление калебасов, плетение, ткачество.
Скульптура получила развитие в основном у земледельческих народов зоны саванн и тропических лесов между территориями Мали на севере, Межозерья на востоке и Анголы на юге; наибольшего развития она достигла в низовьях Бенуэ и Нигера в южной Нигерии. Древнейшие памятники резьбы по дереву – культовые фигурки и маски – относятся к 16–17 вв. Среди типов деревянных статуэток выделяются изображения женских предков, в том числе с ребёнком на руках, фигурки, внутрь которых помещались кости умерших (у кота, фанг и др.), сосуды для ритуальных возлияний в виде человека, держащего чашу, ритуальные сиденья и подголовники в форме человеческих фигур. Африканские маски иногда закрывают всю голову и шею (маски-шлемы), иногда имеют высокие скульптурные навершия. Маски-наголовники состоят из одного навершия, прикреплённого к плетёной шапочке, лицо и фигуру ряженого закрывает бахрома из растительных волокон. Резные маски обычно раскрашиваются, имеют резной орнамент, имитирующий скарификацию. Иногда вертикальные черты под глазами изображают «слёзы», символизирующие страдания человека, подвергшегося инициации (у яка и суку в бассейне Конго). В оформлении масок широко применяются бусины, раковины, перья, растительное волокно и др.
Выделяются 3 зоны наибольшего развития деревянной резьбы: Западный Судан, Гвинейское побережье и бассейн реки Конго. Основные художественные центры Западного Судана – район Бандиагара (догоны, моси, курумба, бобо, лоби) и верховья Нигера (бамбара, малинке, хасонке); искусство сенуфо близко к обоим центрам. На Гвинейском побережье выделяются западная (от Сенегала до Кот-д’Ивуара – бага, бидього, менде, кисси, дан, гере и др.), центральная (от востока Кот-д’Ивуара до дельты Нигера – бауле, гуро, ашанти, йоруба и др.) и восточная (от дельты Нигера до Габона – игбо, иджо, ибибио, экои, бамум, бамилеке и др.) группы. Для деревянной резьбы бассейна Конго (фанг, кота, бемба, теке, конго, пенде, куба, луба, чокве, занде, мору-мангбету и др.) характерно преобладание статуэток над масками; фигурки имеют укороченные пропорции. Высокого развития достигла деревянная скульптура в придворном искусстве правителей куба: известны 19 больших деревянных статуй правителей (17–19 вв.), деревянные шкатулки, антропоморфные и кефаломорфные кубки. Была развита инкрустация по дереву медью и железом (деревянные ритуальные мечи). В Восточной Африке деревянная скульптура редка и схематична по стилю.
К традициям деревянной резьбы, возможно, восходят древнейшие памятники скульптуры Тропической Африки – терракоты культуры Нок (5 в. до н. э. – 3 в. н. э.). Традиция терракотовой скульптуры в Нигерии продолжалась в культуре Ифе (12–15 вв.) и у народов акан (ашанти, аньи и бауле, 17–19 вв.), распространена в Западном Судане (культура Сао 8–18 вв. в Чаде, терракоты 1–2-го тыс., найденные в Дженне-Дженно в Мали, и др.). В 1-м тыс. она была известна в бассейне Конго (фигурные урны 7–8 вв. из погребений у озера Кисале на юго-востоке Демократической Республики Конго).
К памятникам резьбы по камню относятся древние статуэтки, датируемые 13–19 вв., которые находят в земле и используют в своих ритуалах некоторые народы Тропической Африки: помдо у кисси и менде (Гвинея), номори у буллом (Сьерра-Леоне), махан яфе у коно (Сьерра-Леоне), минтади у конго (Демократическая Республика Конго). У некоторых народов известна монументальная надгробная столбообразная скульптура: изваяния высотой до 7 м у омето, оромо в Северо-Восточной Африке, базальтовые фаллические надгробия акванчи у экои в Нигерии и Камеруне и др. Каменная резьба развивалась в придворном искусстве Западной Африки (коллекция каменной скульптуры из священной рощи Оре близ Ифе; более 800 стеатитовых голов и статуэток 12–18 вв., найденных у Эзие в Нигерии, которые приписываются предкам нупе, и др.). Здесь была создана блестящая традиция литья из бронзы (Ифе, Игбо-Укву, древний Бенин) и золота (миниатюрные золотые маски и фигурные гирьки у ашанти) в технике восковой модели, резьба по слоновой кости (Ифе, Бенин). Бронзовые головы правителей и правительниц Бенина и резные слоновые бивни лежали на алтаре во дворце, захваченном англичанами в 1897 г.; двери дворца были обиты бронзовыми рельефами. Из дворца правителей Дагомеи в Абомее происходят деревянные, раскрашенные или обитые листовой медью и серебром статуи животных и полихромные глиняные многофигурные настенные рельефы. Резьба по слоновой кости была известна и у куба. К престижным видам искусства относилась также ковка железа: кованая скульптура существовала у куба, догон (антропоморфные навершия жезлов, устанавливаемых на алтарях и могилах), в придворном искусстве Дагомеи (фигурки охотников, музыкантов, бога войны Гу из Абомея, портативные алтари-асены и др.). Было развито ювелирное искусство: обработка бронзы, серебра и золота, полудрагоценных камней, слоновой кости (украшения, навершия посохов и зонтов, служившие сословными символами, и др.). У йоруба, бини, конго, куба сложились группы придворных ремесленников, в Западной Африке и Эфиопии ремесленники образовывали замкнутые касты (кузнецы у народов манден, резчики по дереву у йоруба и др.).
Африканская традиционная монументальная архитектура тесно связана с жилищным строительством. Глинобитные жилища в зоне полупустынь и саванн Судана и Южной Африки орнаментированы внутри и снаружи росписью или рельефом, фарфоровыми плитками (Судан, с 15 в.), имеют резные деревянные двери и панели у входа. В городах Западной Африки (ашанти, йоруба, бини) известны дворцы правителей, состоящие из многих помещений, с внутренними дворами (по образцу домов с внутренними двориками-«имплювиями»). Древнейшие глинобитные мечети в Судане имеют прямоугольную или усечённо-пирамидальную форму: мечеть Санкоре в Томбукту (14–16 вв.), гробница аскии (сонгайского правителя) Мухаммеда (1493–1529) из Гао (Мали). Монументальная каменная архитектура (крепости, дворцы, храмы) развивается в раннеполитических образованиях Южной (Зимбабве), Восточной (Энгарука в Танзании) и Северо-Восточной (скальные храмы Лалибэлы, «королевский комплекс» Гондеры в Эфиопии и др.) Африки.
Начиная со Средневековья искусство Судана испытывало влияние арабо-мусульманского искусства, выражавшееся главным образом в преимущественном развитии орнаментики. В Эфиопии под византийским и европейским влиянием формируется школа христианской живописи. С 15 в. в искусство Тропической Африки проникает европейское влияние. Возникает изготовление «африканских идолов» на заказ для испанских и португальских вельмож. В деревянной резьбе и бронзовом литье появляются фигурки, изображающие европейцев (всадников, торговцев, солдат, врачей, миссионеров и т. п.), христианские мотивы. В Западной Африке формируется традиция т. н. афро-португальской пластики – предметы, изготавливавшиеся, по-видимому, при дворах правителей по заказу португальских торговцев. В 20 в. народные традиции легли в основу национального искусства молодых африканских государств. Сложилось профессиональное искусство, возникли локальные художественные школы (Пото-Пото в Демократической Республике Конго, Тинга-Тинга в Танзании).