Жизненный порыв
Жи́зненный поры́в (франц. élan vital), термин философии А. Бергсона, выражающий понимание эволюционного процесса с позиции спиритуализма, противостоящее как детерминистским, так и классическим телеологическим его трактовкам. В творчестве Бергсона является одним из центральных терминов начиная с работы «Творческая эволюция» (1907, рус. пер. 1909, 1914). Бергсон иногда толковал жизненный порыв как метафору; ряд современных исследователей рассматривают его как образ (Podoroga. 2014) или образ-понятие (Ровенко. 2016). По Бергсону, в истоках жизни лежит сознание или сверхсознание, представляющее собой потребность в творчестве; в работе «Два источника морали и религии» (1932, рус. пер. 1994) он более чётко определяет свою позицию по данному вопросу, утверждая, что жизненный порыв проистекает из Бога. Изначально порыв делится на множество параллельных линий, которые, при всём различии, сохраняют между собой нечто общее, что определяется общностью их происхождения. Основные линии, выделенные в «Творческой эволюции», – чувствительность, интеллект, инстинкт. Последний, становясь осознанным, даёт начало интуиции. Тем самым Бергсон обосновывает с эволюционно-генетической точки зрения различие между интеллектом и интуицией, играющее важную роль в его концепции. Жизненный порыв «конечен и дан раз и навсегда» (Бергсон. 1998. С. 250), а это означает, что развитие жизни на Земле может продолжаться только при условии преодоления разного рода препятствий, главным из которых является материя. Она даёт стимул к продолжению эволюционного движения, которое постепенно приводит к возникновению всё более сложных жизненных форм, в том числе сознания: первоначальный порыв «поднимает жизнь, через постепенно усложняющиеся формы, ко всё более и более высоким судьбам» (Бергсон. 1998. С. 123). Овладевая материей, представляющей собой саму необходимость, жизненный порыв стремится внести в неё как можно больше неопределённости и свободы, что выражается прежде всего в прогрессе нервной системы, обусловливающей разнообразие движений и двигательных функций. Однако на ряде эволюционных линий, где сопротивление материи оказывается слишком сильным, жизненный порыв затормаживается и останавливается: развитие сменяется круговоротом. Эта идея легла в основу проведённого Бергсоном в работе «Два источника морали и религии» различения двух форм социальности – открытого и закрытого общества. Развитие возможно, по Бергсону, только в открытых обществах, закрытые же, утратив начальный импульс, обречены на движение по кругу.