Хепуорт Барбара
Хе́пуорт Ба́рбара (Barbara Hepworth; Джоселин Барбара Хепуорт, Jocelyn Barbara Hepworth) (10.1.1903, Уэйкфилд, графство Йорк, Уэст-Райдинг, ныне графство Западный Йоркшир – 20.5.1975, Сент-Айвс, графство Корнуолл), британский скульптор, график, сценограф.
Дочь инженера-геодезиста Герберта Хепуорта (1881–1958) и Гертруды Хепуорт (урождённой Джонсон; 1877–1972). В детстве проявила творческие способности, в средней школе награждалась музыкальными премиями (в том числе Ассоциированного совета Королевской академии музыки и Королевского колледжа музыки, 1916), в 1920 г. выиграла грант на обучение в Художественном училище Лидса (ныне Университет искусств Лидса). Там познакомилась с Г. Муром, дружба и творческое соперничество с которым сохранялись на протяжении многих лет. Вместе с ним продолжила обучение в Королевском колледже искусств в Лондоне (1921–1924). С Муром она разделяла общие источники вдохновения – от архаической скульптуры (Месопотамия, Древний Египет, доколумбова Америка, Киклады, африканское искусство и т. д.) до искусства парижской школы и других модернистских течений.
В конце 1924 г., получив грант области Уэст-Райдинг графства Йорк (Йоркшир), отправилась в путешествие по Италии вместе со своим будущим мужем, скульптором Джоном Скипингом (1901–1980, поженились во Флоренции в 1925), выигравшим британскую Римскую премию (Хепуорт также участвовала в конкурсе и заняла 2-е место). В Тоскане и Риме изучала искусство и архитектуру Средних веков и Раннего Возрождения, а также технику работы с мрамором под руководством профессионального резчика по камню Дж. Ардини (эти навыки не входили в академическую программу обучения ваянию и считались подобающими скорее каменотёсу, а не скульптору). С этого времени стала убеждённой сторонницей принципа прямого высекания – одного из основополагающих факторов в развитии модернистской скульптуры.
По возвращении в Лондон супруги провели совместную выставку (1927) в своей квартире в районе Сент-Джонс-Вуд, где представили высеченные из камня фигуры людей и животных. Вторая совместная выставка прошла в лондонской галерее «Артур Туф и сыновья» (1930). В начале 1930-х гг. Хепуорт получила некоторую известность; в то же время её отношения со Скипингом стремительно ухудшались (официально брак расторгнут в 1933). В 1931 г. она познакомилась с художником-абстракционистом Б. Николсоном (1894–1982), а с 1932 г. они начали работать в тесном сотрудничестве, проживая в студии в районе Хэмпстед на севере Лондона (официально в браке в 1938–1951).
Не без влияния Николсона, чьё творчество развивалось тогда по направлению к геометрической абстракции, скульптура Хепуорт становилась всё более лапидарной: это заметно по фигурам обтекаемой формы, на полированную поверхность которых иногда наносились гравировки («Скульптура с профилями», 1932, Галерея Тейт, Лондон). В 1931–1932 гг. Хепуорт исполнила небольшую абстрактную скульптуру из алебастра «Пронзённая форма», формальной и образной доминантой которой было сквозное отверстие в центре (не сохранилась, была представлена на совместной выставке Хепуорт и Николсона в галерее «Артур Туф и сыновья» в 1932). Эта и последующие работы Хепуорт со сквозными отверстиями будто подчёркивают, что их внутреннее пространство не менее значимо, чем окружающая его масса. Идею Хепуорт сразу же подхватил Г. Мур, в творчестве которого этот приём получил более активное и разнообразное развитие, а в дальнейшем стал одним из узнаваемых элементов его стиля.
Значительная часть ранних работ Хепуорт (середина 1920-х – середина 1930-х гг.) почти неотличима от произведений Мура и представляет собой изображения женского тела с обобщёнными, абстрагированными чертами («Фигура женщины», 1929–1930, Галерея Тейт). Постепенно формальные качества приобретали доминирующее значение в её творчестве, пока к середине 1930-х гг. её скульптуры не приблизились к абстракции вплотную. В целом творчество Хепуорт было развитием идей К. Бранкузи (его мастерскую в Париже Хепуорт и Николсон посетили в 1933, как и мастерские Х. Арпа и П. Пикассо) о красоте как «абсолютной беспристрастности» (франц. l'équité absolue; другие варианты перевода – абсолютная честность или справедливость), хотя для неё в большей степени характерно воспроизведение природных фактур (кристаллы, раковины моллюсков, скалы) в абстрактных по форме произведениях. «Сидящая фигура» (1932–1933, Галерея Тейт), «Большая и малая формы» (1934, Центр искусств «Пьер», Стромнесс, Оркнейские острова) и подобные работы кажутся результатом естественного процесса выветривания, а не тяжёлой работы скульптора с прочным материалом. Вслед за Бранкузи и Арпом она выражала витальную (см. Абстрактный витализм) силу материалов, таких как дерево и камень, посредством чётких, почти геометрических контуров, сближаясь в этом отношении также с творчеством художника-конструктивиста Н. Габо (жил в Лондоне с 1935). Влияние Габо в работах Хепуорт заметно благодаря использованию металлических струн, ставших одним из характерных компонентов её стиля [«Скульптура с цветом и струнами», 1961 (по гипсовой модели, 1939), частное собрание; «Скульптура с цветом (темно-синий и красный)», 1940, Музей и сад скульптур Барбары Хепуорт, Сент-Айвс].
Начиная с середины 1930-х гг. Хепуорт создавала абстрактную скульптуру, которая, в отличие от произведений её предшественников, уже не была упрощением каких-либо антропоморфных, биоморфных или органических форм («Три формы», 1935, Галерея Тейт; «Коноид, сфера и пустота», 1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Её работы этого времени, таким образом, стали первыми примерами радикальной абстракции в британской скульптуре – одновременно с «белыми рельефами» Б. Николсона (1936, Галерея Тейт).
Приверженность абстракции вывела Хепуорт на передний план в области современного искусства. Её визиты в Париж вместе с Б. Николсоном позволили им лично познакомиться с деятелями международного авангарда и их творчеством. Супруги были членами парижской группы «Абстракция-Творчество» (1933–1934); на родине Хепуорт входила в сообщества «Семь и пять» (Seven and Five, 1932–1935), «Первое подразделение» (Unit One, 1933–1934). К концу 1930-х гг. студия Николсона и Хепуорт стала цитаделью британского абстрактного искусства. Рядом с ними в Хэмпстеде жили и работали Г. Мур, Н. Габо, П. Мондриан, Г. Рид и другие мастера, а в круг общения супругов входили архитекторы-модернисты В. Гропиус, Л. Мартин, С. Чермаев.
В 1939 г., с началом Второй мировой войны 1939–1945 гг., Хепуорт и Николсон с детьми по приглашению художественного критика А. Стоукса уехали из Лондона в небольшой приморский город Сент-Айвс в Корнуолле, где Хепуорт прожила до конца жизни. Оставшиеся в Лондоне работы Хепуорт уничтожены во время бомбардировок германской авиацией. Непростые условия жизни в Сент-Айвсе, семейные хлопоты, нехватка материалов сильно затрудняли занятия пластикой, поэтому некоторое время Хепуорт активно занималась рисованием, сделала немало эскизов абстрактных скульптур (в них заметно влияние творчества Н. Габо, который также укрывался в Сент-Айвсе до 1946). В 1943 г., после переезда в новый, более просторный дом в том же городе, она возобновила занятия скульптурой. Под впечатлением от природы п-ова Корнуолл творческие интересы Хепуорт претерпели изменения: теперь её скульптуры не были строго абстрактными и скорее напоминали формы местного ландшафта (галька, скалы, вересковые пустоши, остатки древних мегалитов), в них всё активнее проявлялось своего рода классицизирующее начало, что выражалось в стремлении к гармонии и вневременной, универсальной красоте формы («Волна», 1943–1944, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург; «Пелагос», 1946, Галерея Тейт).
В 1947–1949 гг. Хепуорт выполнила серию из почти 80 цветных рисунков, посвящённых работе хирургов. Её созданию предшествовала дружба с хирургом Н. Кейпенером, оперировавшим её младшую дочь Сару в Ортопедической больнице имени принцессы Елизаветы в Эксетере. Эти работы, показанные на выставках в Лондоне и Нью-Йорке (1948–1949), были положительно восприняты публикой благодаря своему реалистическому характеру. Росту известности Хепуорт способствовало её участие в конкурсе 1947 г. на создание скульптур для нового моста Ватерлоо в Лондоне (не осуществлены), а также в экспозиции Венецианской биеннале 1950 г. После этого ей были заказаны две скульптуры для Фестиваля Британии (1951) – «Контрапунктические формы» (известняк; в 1953 передана новому городу в Харлоу, графство Эссекс) и «Вращающиеся формы» («Turning Forms»; выполнена из железобетона на крутящемся основании с мотором; ныне в школе Мальборо г. Сент-Олбанс, графство Хартфордшир). Работа «Контрапунктические формы» – в тот момент самая крупная скульптура Хепуорт – создана благодаря приобретению в 1949 г. новой просторной студии в центре Сент-Айвса с садом, в котором Хепуорт могла работать и выставлять свои произведения (жила в этом доме с 1950).
В 1954 г. Хепуорт совершила путешествие в Грецию, благодаря которому в её работах появились некоторые черты классической монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Связь с античной традицией она часто переводила и на символический уровень, используя для своих абстрактных работ названия «Коринф» (1954–1955, Галерея Тейт), «Изогнутая форма (Дельфы)» (1955, Ольстерский музей, Белфаст), «Овальная скульптура (Делос)» (1955, Национальный музей Уэльса, Кардифф), а также «Анима», «Крит», «Орфей», «Улисс» и т. д.
С середины 1950‑х гг. Хепуорт много работала с бронзой и другими металлами (латунь, алюминий), зачастую используя эти материалы для имитации фактуры камня, коры и корней деревьев [«Фигура для пейзажа», 1959–1960, Музей и сад скульптур Барбары Хепуорт; «Форма-скала (Порткурно)», 1964, Королевский ботанический сад в Эдинбурге]. При создании таких произведений она использовала технологию подобную той, что разрабатывал Г. Мур, – обрабатывала гипсовую модель как каменную скульптуру для воспроизведения характерной фактуры камня при последующей отливке. В остальном же их бронзовые произведения значительно отличаются друг от друга: по своему камерному, «интровертному» характеру и трактовке абстрактной формы работы Хепуорт были скорее антитезой масштабному творчеству Мура. Оба скульптора предпочитали природную среду для размещения своих произведений, но для Мура это были скорее открытые пространства, а для Хепуорт – ландшафтные «интерьеры», лучшим из которых служил её собственный сад.
Произведения Хепуорт из металла обладают графической выразительностью [«Меридиан» для Государственного дома на улице Хай-Холборн в Лондоне, 1958–1960, ныне выставлен в саду скульптур штаб-квартиры корпорации PepsiCo в Перчейзе (штат Нью-Йорк)], особенно те из них, в которых использованы конструктивистские приёмы – пересечения жёстких металлических листов изогнутой формы и натянутых сквозь них струн, акцентирующих скульптурные пустоты [«Струнная фигура (Спираль)», 1956, повторение 1959, Галерея Тейт; «Крылатая фигура» из листового алюминия на фасаде универмага сети John Lewis на Оксфорд-стрит в Лондоне, 1961–1962 (увеличенная версия скульптуры 1957)]. Переход к бронзе позволил Хепуорт изготавливать копии-отливки, что отвечало возросшему спросу на её работы, и более свободно варьировать размер скульптуры. Самая большая работа Хепуорт – «Одиночная форма» («Single Form»; бронза, 1961–1964; высота 6,4 м), установленная на площади Объединённых наций в Нью-Йорке в качестве памятника генеральному секретарю ООН Д. Хаммаршёльду.
Помимо скульптур, Хепуорт создала иллюстрации к сборнику стихов К. Рейн «Камень и цветок» (1943), оформила постановку трагедии Софокла «Электра» в театре «Олд Вик» (1951, режиссёр М. Сен-Дени) и первое исполнение оперы М. Типпетта «Свадьба в середине лета» в театре «Ковент-Гарден» (1955; оба театра – в Лондоне). Однако эти виды деятельности были для неё скорее исключением, поскольку в основном она вела затворнический образ жизни и покидала Сент-Айвс только для открытия своих выставок, иногда также путешествуя на острова неподалёку от побережья Корнуолла.
В последние годы жизни Хепуорт почти не брала заказы, но продолжала работать в студии над сериями скульптур («Семья человека», 1970, Йоркширский парк скульптур в Уэст-Бреттоне, округ Уэйкфилд; «Разговор с волшебными камнями», 1973, Шотландская национальная галерея современного искусства; Музей и сад скульптур Барбары Хепуорт). Среди её поздних произведений выделяется сакральный образ в стилистике неопластицизма – «Конструкция (Распятие)» (оригинальная версия, 1966–1967, собор в Солсбери).
Хепуорт погибла во время пожара в своей мастерской в Сент-Айвсе после нескольких лет тяжёлой болезни. Согласно её воле, мастерская и сад, где она разводила экзотические виды деревьев и цветов, были открыты для публики (1976) и переданы в общественное достояние вместе с коллекцией её произведений (1980; ныне филиал Галереи Тейт – Музей и сад скульптур Барбары Хепуорт).
Дама-командор ордена Британской Империи (1965).
В семье Хепуорт было четверо детей: военный лётчик Пол Скипинг (1929–1953); художники Саймон Хепуорт Николсон (1934–1990) и Рэйчел Николсон (род. 1934, в замужестве Кидд), Сара Боунесс (род. 1934).