«Кейнсианский крест»
«Кейнсиа́нский крест» (модель Кейнса), макроэкономическая модель, объясняющая процесс установления равновесия на товарном рынке при условии жёсткости цен.
«Кейнсианский крест» позволяет графически представить центральную идею Дж. М. Кейнса, высказанную им в «Общей теории занятости, процента и денег» (1936), о том, что причиной неполной занятости и сокращения выпуска является недостаточный уровень совокупного спроса. Формализованная модель «кейнсианского креста» была впервые представлена П. Самуэльсоном в его учебнике «Экономика: вводный анализ» (1948).
Модель «кейнсианского креста» иллюстрирует взаимодействие совокупного спроса (или совокупных расходов) – (или AE – aggregate expenditures) и совокупного дохода (), который также может быть интерпретирован как совокупное предложение, или выпуск в экономике.
Основные компоненты модели «кейнсианского креста» изображены на рис. 1.
Совокупное предложение в модели «кейнсианского креста» совпадает с доходом () и графически выглядит как прямая, идущая из начала координат под углом 45˚.
Совокупный спрос в модели «кейнсианского креста» описывается уравнением:
где – величина автономных расходов в экономике, – предельная склонность к потреблению, показывающая, на сколько изменятся потребительские расходы домашних хозяйств, если их располагаемый доход вырастет на единицу.
Автономные расходы – это расходы, не зависящие от текущего дохода. В них включаются автономные потребительские расходы, величина инвестиционного спроса (в базовой кейнсианской модели также представлена как независимая от текущего дохода), государственные закупки товаров и услуг, автономная часть чистого экспорта. Величина автономных расходов может быть уменьшена в зависимости от автономных налогов, выплачиваемых домашними хозяйствами в государственный бюджет, и увеличена в зависимости от автономных трансфертов, получаемых домашними хозяйствами из государственного бюджета (пенсии, пособия и т. п.).
Таким образом, совокупный спрос в модели «кейнсианского креста» представляет собой результат суммирования потребительского спроса, инвестиционного спроса, спроса государства на товарном рынке (государственные закупки) и чистого спроса внешнего мира. В простом случае, когда рассматривается закрытая экономика, в модели происходит абстрагирование от чистого спроса внешнего мира. Тогда совокупный спрос будет иметь следующую структуру:
Функция потребительского спроса в кейнсианской модели имеет вид:
где – автономное потребление, – автономные налоги, – автономные трансферты. Поскольку и в выражении (2) также являются автономными величинами, то, подставляя (3) в (2) и преобразовывая, получим:
Обозначив выражение как (автономные расходы), получим уравнение совокупного спроса вида (1).
Отметим, что если в экономике имеет место подоходное (пропорциональное) налогообложение, при котором сумма налоговых поступлений в бюджет зависит от величины совокупного дохода, то функции потребления и, соответственно, совокупного спроса модифицируются. В функции потребительского спроса добавится компонента (), связанная с выплатой подоходного налога по ставке :
Соответственно, при подстановке (5) в (2) уравнение совокупного спроса (1) также модифицируется и принимает следующий вид:
Различие между (1) и (6) в том, что меняется угол наклона функции совокупного спроса к оси Y: в случае, описываемом выражением (1), тангенс этого угла равен предельной склонности к потреблению (), а в случае, описываемом выражением (6), – произведению . Поскольку налоговая ставка не может быть больше 1 (100 %), то в ситуации с подоходным налогообложением угол наклона кривой совокупного спроса к оси меньше.
В дальнейших рассуждениях мы абстрагируемся от нюансов модели, вызванных включением в неё подоходного налогообложения, сосредоточившись на содержательных выводах.
Точка на рис. 1 – это точка, показывающая равновесие на товарном рынке, т. е. точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, в которой объём выпуска, на который предъявляется совокупный спрос, в точности совпадает с объёмом выпуска, который производители готовы поставить на товарный рынок, а совокупные сбережения равны планируемым инвестициям. Величина совокупного спроса, при которой рынок благ оказывается в равновесии, называется эффективным спросом. На рис. 1 значение эффективного спроса в точке равно . Оно совпадает со значением равновесного дохода.
Процесс установления равновесия в модели «кейнсианского креста» показан на рис. 2.
Пусть в экономике первоначально был произведён выпуск в размере . Доход экономических субъектов также составил величину . При таком уровне дохода величина совокупного спроса () превышает величину совокупного предложения (), другими словами, экономические субъекты желают приобрести больше товаров и услуг, чем реально произведено, а запланированные инвестиции превышают совокупные сбережения. Поскольку цены в кейнсианской модели жёсткие, производители сталкиваются с незапланированным сокращением своих товарных запасов и реагируют на повышенный спрос путём увеличения выпуска – совокупное предложение увеличивается до величины , равной совокупному спросу . Но увеличение выпуска сопровождается привлечением дополнительных работников и загрузкой простаивающих мощностей, в результате совокупный доход всех экономических субъектов вырастает до . При данной величине совокупного дохода величина совокупного спроса также увеличивается, составляя уже не , а . Таким образом, вновь возникает превышение совокупного спроса над совокупным предложением, хотя и в меньшем объёме. Производители, реагируя на дальнейшее снижение величины товарных запасов, продолжают расширение производства, следуя за спросом, до тех пор, пока рынок благ не придёт в равновесное состояние в точке , где величина совокупного спроса сравняется с объёмом выпуска, предлагаемым производителями, плановые инвестиции сравняются с фактическими совокупными сбережениями, а незапланированное изменение товарных запасов отсутствует.
Аналогичные рассуждения можно привести для ситуации, когда изначально объём выпуска превышал равновесный уровень (). В этом случае производители столкнутся с избытком запасов нереализованной продукции (поскольку величина совокупного спроса окажется меньше величины совокупного предложения) и станут сокращать выпуск и занятость, следуя за спросом, пока рынок благ не придёт к равновесию в точке .
Следует отметить, что равновесный выпуск в модели «кейнсианского креста» не обязательно совпадёт с уровнем потенциального выпуска. Он может оказаться как ниже этого уровня (наиболее типичная ситуация, рассматриваемая в кейнсианской модели), так и выше его. В результате возникает т. н. разрыв выпуска (англ. output gap) – отклонение фактического выпуска () от потенциального уровня ( ).
Если фактический выпуск оказывается ниже потенциального, то имеет место рецессионный разрыв (рис. 3 а). Наоборот, если фактический выпуск превышает потенциальный, в экономике наблюдается инфляционный разрыв (рис. 3 б). Графически указанные ситуации проиллюстрированы на рис. 3.
Преодоление разрывов выпуска в модели «кейнсианского креста» возможно при изменении совокупного спроса. В ситуации рецессионного разрыва необходимо увеличить совокупный спрос таким образом, чтобы эффективный спрос оказался на уровне потенциального выпуска (на рис. 4 а совокупный спрос увеличивается на величину отрезка , так что равновесие теперь устанавливается в точке ). Аналогично в ситуации инфляционного разрыва необходимо сократить совокупный спрос таким образом, чтобы эффективный спрос также оказался на уровне потенциального выпуска (на рис. 4 б совокупный спрос сокращается на величину отрезка , так что равновесие теперь устанавливается в точке ).
Следствием того, что равновесный уровень выпуска в модели «кейнсианского креста» может не совпадать с потенциальным, является необходимость проведения активной государственной политики, влияющей на совокупный спрос – либо напрямую через изменение объёмов государственных закупок товаров и услуг, либо косвенно через изменение налогов и трансфертов, влияющих на потребительский спрос.