Модель эндогенного роста Ромера
Моде́ль эндоге́нного ро́ста Роме́ра (модель растущего разнообразия товаров), модель экономического роста, разработанная нобелевским лауреатом, экономистом П. М. Ромером (род. 1955) в 1988 г. и опубликованная в 1990 г. Данная модель описывает стимулы фирм к созданию и разработке инноваций (новых товаров) в условиях монополистической конкуренции. Относится к неоклассическим моделям экономического роста второго поколения.
Одним из существенных недостатков неоклассических моделей экономического роста первого поколения является экзогенно заданный параметр научно-технического прогресса (НТП), который предполагается неизменным и не отражает различий в уровне технологий между странами.
Для преодоления данного недостатка были разработаны неоклассические модели экономического роста второго поколения (модели эндогенного НТП), в которых темп развития технологий определяется в рамках самой модели в результате решения оптимизационной задачи фирмы, что позволяет выявить факторы роста НТП.
Проблема эндогенизации НТП связана с двумя ограничениями модели Солоу (модель первого поколения): 1) производственная функция не отражает технологический уровень развития страны как самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост; 2) отсутствие стимулов у фирм осуществлять расходы на улучшение технологий при предпосылке о совершенной конкуренции на рынке. С целью преодоления второго недостатка в модели Ромера использовалась модель монополистической конкуренции Диксита – Стиглица (Dixit A. K. Monopolistic Competition and Optimum Product Diversity / A. K. Dixit, J. E. Stiglitz // The American Economic Review. 1977. Vol. 67, № 3. P. 297–308).
В модели Ромера инновации – это новые технологии или товары. Увеличение разнообразия инновационных продуктов и технологий в экономике рассматривается как канал, объясняющий источник экономического роста, связанного с НТП.
Для удобства интерпретации рассмотрим постановку модели с дискретным приростом новых технологических идей. Предполагается, что инновации могут быть разработаны любой фирмой, которая в результате получает на них временную монополию (патент). Технологические идеи – неконкурентное, но исключаемое благо, т. е. их могут одновременно использовать множество фирм, но доступ к ним не является свободным. В экономике существует два сектора – производство конечного продукта в условиях совершенной конкуренции и производство инновационного (промежуточного) продукта в условиях монополистической конкуренции. Рынок заёмных средств находится в равновесии: предложение сбережений совпадает со спросом на заёмные средства. Время дискретно ( ), норма сбережения и численность рабочей силы постоянны: . Капитал полностью выбывает за 1 производственный период, т. е. норма амортизации .
Задача производителя конечного продукта в условиях совершенной конкуренции
При производстве конечного товара используется производственная функция с постоянной отдачей от масштаба, факторами производства являются труд и промежуточные продукты . В каждый момент времени для производства конечного продукта используется различных промежуточных продуктов в объёме и труд в объёме :
где – уровень развития технологии.
Фирма максимизирует свою прибыль:
где – цена промежуточного продукта в момент ; – цена конечного продукта; ; .
Необходимые условия максимума имеют вид:
Из выражения (1) следует, что или
.
Уравнение (3) задаёт спрос на -й промежуточный товар (обратная функция спроса).
Из выражения (2) получаем:
.
Уравнение (4) задаёт спрос на труд.
Задача производителя инновационного продукта в условиях монополистической конкуренции
Монополист производит -й товар. Издержки, связанные с производством единицы любого существующего товара , одинаковы . Тогда задача максимизации прибыли монополиста, разрабатывающего и предлагающего товар, принимает следующий вид:
Используя обратную функцию спроса на инновационный продукт, получаем задачу максимизации прибыли фирмой:
Из необходимого условия максимума получаем соотношение:
откуда получаем, что . Поэтому цена промежуточного товара одинакова для всех видов и неизменна во времени .
Решение модели
Чтобы определить, какой объём каждого промежуточного товара будет произведён, подставим найденную цену промежуточного товара в функцию спроса (3):
Отсюда . Таким образом, предложение каждого товара одинаково и не меняется во времени.
Далее, чтобы найти объём производства конечного товара, подставляем в производственную функцию:
(5)
где
Из соотношения (5) следует, что темпы роста экономики совпадают с темпом роста количества используемых промежуточных товаров:
Пусть – одинаковые издержки ресурсов на создание промежуточного товара одного нового вида (инвестиции в НИОКР). Тогда для увеличения количества используемых промежуточных товаров с до требуется ресурсов. Средства нужны также на производство существующих промежуточных товаров каждого вида в размере . Тогда инвестиционный спрос
Если – доля дохода, которая тратится на сбережения, то равновесие на рынке заёмных средств будет иметь вид
или
Откуда (из определения ).
В результате темпы роста экономики определяются соотношением:
При наблюдается устойчивый экономический рост.
Таким образом, согласно модели Ромера технический прогресс определяется процессом разработки новых промежуточных товаров. Экономический рост задаётся темпом роста разнообразия товаров и связан с издержками фирм на НИОКР.
Критика
Среди недостатков модели, за которые она подвергается критике, можно выделить бесконечность действия патента на новый продукт, а также отсутствие возможности заимствования технологий. Данные недостатки были учтены в последующих моделях эндогенного НТП – модели ступенек качества и модели заимствования технологий.