Международное трудовое право
Междунаро́дное трудово́е пра́во (МТП), часть международного публичного права, устанавливающая общие принципы и стандарты в области регулирования труда и связанных с трудом отношений на международном, региональном и ином надгосударственном уровне.
Международная организация труда
Важнейшим субъектом в сфере МТП является Международная организация труда (МОТ), которая была учреждена после окончания Первой мировой войны 1914–1918 гг. на основании Версальского мирного договора 1919 г. Ключевые предпосылки создания организации – стремление обеспечить мир за счёт достижения социальной справедливости и установление честной конкуренции – были закреплены в Преамбуле к Уставу МОТ. К основным видам деятельности МОТ относится: принятие стандартов в сфере труда (конвенции, рекомендации, декларации); контроль за применением конвенций МОТ; техническое сотрудничество со странами – членами организации.
С 1946 г. МОТ является специализированным учреждением ООН. Организация получила Нобелевскую премию мира в 1969 г. за «создание международного законодательства, гарантирующего определённые нормы условий труда в каждой стране» (The Nobel Peace Prize 1969 // The Nobel Prize). Главная особенность МОТ – её трёхсторонний характер: для обеспечения учёта интересов сторон трудовых отношений и государства при принятии и применении стандартов в деятельности МОТ участвуют правительства, представители от профсоюзов, объединений работодателей.
Конвенции, рекомендации, декларации МОТ принимаются на Международной конференции труда.
Конвенции обязательны только для тех стран, которые их ратифицировали. МОТ осуществляет контроль за применением конвенций следующим образом: рассматриваются ежегодные доклады относительно принятых государством мер для применения конвенций; комиссиями по расследованию МОТ рассматриваются межгосударственные жалобы о несоблюдении конвенций [такие комиссии образуются ad hoc (для рассмотрения конкретного дела), и, по данным на март 2022, было создано 14 комиссий по расследованию за всю историю МОТ]; Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ рассматриваются жалобы о нарушении свободы объединения, независимо от того, ратифицировала ли страна соответствующие конвенции. Комитет был учреждён в 1951 г. и за свою историю рассмотрел около 3,3 тыс. жалоб.
В марте 2022 г. МОТ временно приостановила техническое сотрудничество и помощь России, за исключением гуманитарной помощи.
Источники международного трудового права
Источники международного трудового права можно разделить на 3 крупных блока:
международные стандарты в сфере труда;
акты о правах человека в сфере труда;
«мягкое право».
Первые два блока имеют публично-правовую природу, третий – в значительной степени частноправовую. Важно отметить такую специфику МТП, как возрастание частноправовой составляющей, что обусловлено увеличением роли многонациональных корпораций, неправительственных организаций, международных профсоюзов, которые принимают разнообразные акты т. н. «мягкого права», имеющие значение в сфере регулирования труда.
Международные стандарты в сфере труда
Международные стандарты в сфере труда – это принятые участниками МОТ (правительствами, работодателями и работниками) правовые акты, устанавливающие основные принципы и права в сфере труда. Эти акты принимаются в форме конвенций (или протоколов), которые являются юридически обязательными международными договорами в случае ратификации государствами-членами, либо рекомендаций, которые служат руководством и необязательны к исполнению. Во многих случаях конвенция устанавливает основные принципы, которые должны быть реализованы ратифицировавшими её странами, а соответствующая рекомендация дополняет конвенцию, предоставляя более подробное руководство по её применению. Также рекомендации могут быть автономными, т. е. не связанными с конвенцией.
Конвенции разделяются на три группы: фундаментальные (основополагающие), приоритетные (директивные) и технические.
В первую группу входят 8 конвенций:
конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию (1948);
конвенция № 98 о праве на организацию и ведение коллективных договоров (1949);
конвенция № 105 об упразднении принудительного труда (1957);
конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий (1958);
К группе приоритетных конвенций относят конвенции, посвящённые инспекции труда, политике в области занятости и трёхсторонним процедурам при принятии международных норм (приоритетный статус означает особое внимание со стороны МОТ к их ратификации). Например, это Конвенция № 81 об инспекции труда (1947); Конвенция № 122 о политике в области занятости (1964) и др.
К техническим относят все остальные конвенции МОТ [например, Конвенция № 97 о трудовой миграции (1949), Конвенция № 102 о минимальном социальном обеспечении (1952), Конвенция № 183 об охране материнства (1952, пересмотрена в 2000), Конвенция № 190 о насилии и домогательствах (2019) и др.].
В 1998 г. была принята Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая закрепила правило о том, что следующие принципы должны соблюдаться государствами-членами независимо от факта ратификации той или иной конвенции МОТ, а лишь в силу присоединения к Уставу организации:
свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
действенное запрещение детского труда;
недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Летом 2022 г. Международная конференция труда МОТ приняла изменения в этот документ и включила в перечень основополагающих прав в сфере труда право на безопасные и здоровые условия труда.
По данным на март 2022 г., МОТ принято 190 конвенций, часть их была отменена в связи с утраченной актуальностью.
Акты о правах человека в сфере труда
Акты о правах человека в сфере труда – это разработанные на международном или региональном уровне договоры, устанавливающие свод обязательных для государств прав человека, имеющих значение в сфере труда. По сути это требования к организации в государстве такой системы регулирования трудовых отношений, которая гарантировала бы работнику индивидуальные трудовые права (например, права на достойный и безопасный труд) и коллективные трудовые права (например, право на ведение коллективных переговоров).
Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., закрепила такие права в сфере труда, как право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за равный труд, на отдых и досуг, создание профсоюзов и др. (статьи 23, 24). Позднее были приняты два пакта и несколько конвенций, также устанавливающих ряд прав человека в этой сфере. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) запрещает принудительный труд и дискриминацию, провозглашает свободу объединения. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) закрепляет обязательство стран обеспечить справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7). Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН раскрывает понятие таких условий и конкретизирует требования в Замечании общего порядка № 23 (2016).
Среди конвенций ООН, имеющих значение для сферы труда, необходимо отметить Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Она закрепляет запрет дискриминации женщин в трудовых отношениях, специальные права женщин, связанные с беременностью или наличием детей (статьи 4, 11).
В рамках региональных объединений стран было принято несколько актов о правах человека, включающих в той или иной мере права человека в сфере труда [например, Американская конвенция прав человека (1969), Европейская конвенция прав человека и основных свобод (1950), Европейская социальная хартия (1961), Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995), Африканская хартия прав человека и народов (1981)]. В рамках Совета Европы блок прав в сфере труда был наиболее разработан благодаря принятию двух упомянутых европейских актов, а также деятельности Европейского суда по правам человека и Европейского комитета по социальным правам. Эти органы Совета Европы значительно расширили понимание прав человека в сфере труда и способствовали изменению национальных законодательств стран-членов.
«Мягкое право»
Под «мягким правом» принято понимать набор правил, которые не являются обязательными, – субъекты правоотношений добровольно берут на себя обязательство им следовать, государственное принуждение к применению таких правил невозможно. В рамках данной группы источников МТП можно выделить публичные и частные акты; например, «Руководство Организации экономического сотрудничества и развития по должной осмотрительности для ответственного ведения бизнеса» (ОЭСР) относится к публичным, а Кодекс практики компании Nestlé – к частным. Руководство ОЭСР содержит раздел, посвящённый трудовым и производственным отношениям, в котором, в частности, закреплена обязанность предприятия уважать право работников создавать или присоединяться к профессиональным союзам в рамках применимого законодательства, нормативных актов, преобладающих трудовых отношений и практик занятости, а также применимых международных трудовых стандартов (подпункт А п. 1 раздела V). Кодекс практики компании Nestlé провозглашает уважение личного достоинства, неприкосновенность частной жизни работников.
Международное трудовое право в системе права России
Профессор Н. Л. Лютов выделяет два способа взаимодействия внутреннего трудового права и МТП: имплементация международных актов о труде во внутреннем праве и принятие внутреннего трудового законодательства с учётом международных актов (Лютов. 2012. С. 11).
В РФ МТП является практически применимым инструментом в деле защиты прав работника, во-первых, потому что согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права являются частью правовой системы РФ и в случае коллизии имеют приоритет перед нормами федерального закона (также это закреплено в ст. 10 Трудового кодекса РФ). Это означает, что работник может ссылаться непосредственно на нормы международного права при обосновании своей позиции в суде или органах, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Во-вторых, в случае отказа в защите права работника в рамках национальной судебной системы некоторыми международными актами предусмотрена возможность подачи индивидуальной жалобы против государства, которое нарушило одно из прав человека в сфере труда. Например, граждане РФ могут обратиться с подобным обращением в Комитет ООН по правам человека, Комитет ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет ООН о ликвидации расовой дискриминации и, до 16 сентября 2022 г., могли обратиться в Европейский суд по правам человека (Резолюция Европейского cуда по правам человека от 22 марта 2022 «О последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы в свете статьи 58 Европейской Конвенции по правам человека»).