Охрана труда в Российской Федерации
Охра́на труда́ в Росси́йской Федера́ции, система сохранения жизни и здоровья работника, включающая в себя ряд правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий [абзац 1 ст. 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)]. Самостоятельный институт российского трудового права, чьи нормы направлены на обеспечение реализации конституционного права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены.
Правовое регулирование охраны труда
Вопросам обеспечения охраны труда посвящён раздел Х ТК РФ «Охрана труда». Вместе с тем институт охраны труда имеет комплексный характер и связанные с ним нормы относятся одновременно не только к другим институтам, но и к другим отраслям российского права. В качестве примера норм других отраслей можно привести ст. 143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение требований охраны труда». К нормам других институтов относятся, в частности, положения об обеспечении режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством – речь идёт об одном из стратегических направлений охраны труда. Рациональная организация деятельности способна значительно снизить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости – это, в частности, касается ограничения продолжительности сверхурочной работы, максимально возможный отказ от работы в ночное время и т. д.
В рассматриваемой сфере большое влияние на развитие российского трудового права оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Положения ратифицированных конвенций были имплементированы в национальное законодательство. Так, определение принудительного труда, приводимое в Конвенции № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930), было воспроизведено в ст. 4 ТК РФ, при этом к принудительному труду российским законодателем, помимо прочих, была отнесена ситуация, когда работник, при возникновении непосредственной угрозы для его жизни и здоровья вследствие нарушения работодателем требований охраны труда (в частности, в связи с необеспечением его средствами индивидуальной или коллективной защиты), вынужден работать под угрозой применения какого-либо наказания. Ещё одним примером подобной имплементации является Конвенция № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986). В 1984 г. МОТ была опубликована Инструкция «Безопасность труда при работе с асбестом», в которой содержались общая характеристика канцерогенности асбеста, методы мониторинга на рабочем месте, вопросы обеспечения индивидуальной и коллективной защиты работников и т. д. Впоследствии постановлением Минтруда РФ от 31 января 2000 г. № 10 были утверждены Межотраслевые правила по охране труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий.
23 марта 2022 г. МОТ приостановлено техническое сотрудничество с Россией (Draft resolution concerning Russian Federation’s aggression against Ukraine from the perspective of the mandate of the International Labour Organization). Однако это решение не опровергает факта соответствия положений российского трудового законодательства международным стандартам.
Система мероприятий, обеспечивающих безопасность труда, сохранение жизни и здоровья работников
Все мероприятия, приведённые в определении охраны труда, даваемом в ст. 209 ТК РФ, работодатель обязан реализовывать в их единстве, именно поэтому используется термин «система» – как некая упорядоченная совокупность элементов. В действительности, только применяемые в совокупности мероприятия по охране труда способны привести к желаемым результатам. Проведение медицинских осмотров без последующего обеспечения работников лечебно-профилактическим питанием или молоком, проведение инструктажей по охране труда без выдачи работникам средств индивидуальной защиты и т. п., в сущности, будут являться полумерами.
Указанная система мер по охране труда находится под пристальным вниманием государства и практически непрерывно совершенствуется. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в значительной степени модернизировал положения раздела Х ТК РФ, одновременно восполняя определённые пробелы в правовом регулировании. В частности, появилась в ТК РФ ст. 209.1, в которой отражены такие принципы обеспечения безопасности труда, как приоритет применения превентивных мер по защите жизни и здоровья работников, а также минимизация повреждения здоровья работников, что подразумевает постоянную готовность работодателя к локализации и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков. Типичным примером обеспечения безопасности труда может явится проведение специальной оценки условий труда, по итогам которой возможно установить вероятность причинения вреда жизни и здоровью работника в результате воздействия на него неблагоприятного производственного фактора в процессе исполнения трудовой функции, – такая вероятность и называется профессиональным риском.
Полномочия органов исполнительной власти в области охраны труда
Также в ряде статей раздела Х ТК РФ были конкретизированы полномочия различных органов исполнительной власти в сфере государственного управления охраной труда, в частности Правительства РФ. Именно к его компетенции отнесено установление на подзаконном уровне таких важных вопросов, как порядок разработки и принятия актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; обучение и проверка знаний работников по охране труда; порядок расследования и учёта профессиональных заболеваний. Кроме того, Правительство РФ координирует деятельность иных органов исполнительной власти, а также таких участников отношений по социальному партнёрству, как объединения работодателей и профессиональные союзы.
Специализированным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим управление вопросами охраны труда, является Министерство труда и социальной защиты РФ. Одним из структурных подразделений его центрального аппарата является Департамент условий и охраны труда, к ве́дению которого относятся вопросы выработки основных направлений государственной политики в области охраны труда, внедрения механизмов управления профессиональными рисками, стимулирования работодателей к улучшению условий труда, аккредитации и контроля за деятельностью организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и т. д.
Обязанности работодателя в области охраны труда
В ст. 210 ТК РФ перечисляются основные направления государственной политики в области охраны труда, первым из которых является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
В ч. 1 ст. 214 отмечается, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда несёт работодатель. Перечень указанных обязанностей довольно широк, причём они существенно отличаются по своему объёму. К одной из наиболее масштабных обязанностей можно отнести обеспечение создания и функционирования системы управления охраной труда (когда в локальных актах по вопросам функционирования системы работодатель определяет: свои политику и цели в области охраны труда; круг руководителей и иных лиц, несущих обязанности по охране труда; ключевые процедуры для достижения поставленных целей – например, проведение специальной оценки условий труда, установление оптимальных для работников режима рабочего времени и времени отдыха, обеспечение их молоком и лечебно-профилактическим питанием и т. д. Помимо этого, в локальных актах закрепляются планы улучшения системы управления охраной труда и механизм контроля за её функционированием, а также механизм управления её документами).
К числу наиболее значимых можно отнести и обязанность работодателя обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, в процессе производства. Она максимально широка по своему характеру и предполагает, в частности, определение круга ответственных лиц, например начальников цехов, участков, специалистов по охране труда и др.; разработку (и поддержание в актуальном состоянии) инструкций по охране труда для работников.
Работодатель обязан информировать работника об условиях труда и предоставляемых ему гарантиях и компенсациях. К сожалению, недобросовестные работодатели данную обязанность исполняют не всегда, подвергая здоровье, а порой и жизнь работников опасности. Как показывает практика, далеко не всегда работодатели доносят до сведения работников объективную информацию о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, об эффективности предоставляемых средств индивидуальной и коллективной защиты.
Положения российского законодательства об охране труда динамично развиваются в последние годы. В частности, начиная с 2021 г. рядом подзаконных актов были урегулированы такие вопросы, как: определение примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработка, утверждение и изменение нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; обучение работников по охране труда и проверка их знаний в данной сфере; расследование и учёт случаев профессиональных заболеваний работников и многие другие вопросы.
В обеспечении условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, в России важную и активную роль играют профессиональные союзы. Заключаемые с их участием коллективные договоры и соглашения, предполагающие принятие на себя работодателями дополнительных обязанностей по обеспечению безопасных для жизни и здоровья работников условий труда, существенно повышают уровень защищённости работников от неблагоприятных производственных факторов.