Сельское поселение
Се́льское поселе́ние, 1) вид муниципального образования, в состав которого входят один или несколько сельских населённых пунктов. Введён Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сельские поселения могут включать в свои границы земли разных категорий использования. В соответствии с законом сельские поселения заменили сельские административно-территориальные единицы, существовавшие ранее. До организации сельских поселений в субъектах Российской Федерации в основном были распространены сельсоветы и сельские округа, отражаемые в официальных данных Росстата как сельские администрации.
Число сельских администраций до введения Федерального закона № 131-ФЗ, согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., составляло почти 24,5 тыс. По переписи 2010 г., число образованных сельских поселений в стране оказалось существенно меньше – чуть более 19 тыс. ед. Наиболее сильные изменения в структуре низовых сельских единиц произошли в нечернозёмных регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов. В Ярославской области вместо 226 сельских округов (в 2002) были организованы 69 сельских поселений (в 2010). В Новгородской области число сельских поселений в 2010 г. составило чуть более 1/3 от числа сельсоветов 2002 г. (106 вместо 272). Почти не затронуты реформированием низового муниципального устройства республики Северного Кавказа.
Указанные в Федеральном законе рекомендации по составу образуемых сельских поселений имели разнонаправленный вектор. С одной стороны, границы таких поселений рекомендовалось устанавливать с учётом пешеходной доступности центра сельского поселения для всех жителей в течение одного рабочего дня. С другой стороны, рекомендуемая численность населения сельского поселения составила не менее 1 тыс. жителей. В условиях разнообразия форм и характеристик сельского расселения в России соблюдение этих критериев для всех регионов на практике невыполнимо.
Согласно переписи 2020 г., в стране насчитывалось 16 тыс. сельских поселений. Их число неуклонно уменьшается в связи с продолжающимися муниципальными преобразованиями, которые в разных регионах имеют свою специфику. Одной из первых практику упразднения сельских поселений ввела Сахалинская область, где вместо муниципальных районов с их делением на городские и сельские поселения были образованы городские округа. Те же изменения произошли и в Московской области, где в 2016 г. началась ликвидация городских и сельских поселений и были созданы городские округа взамен муниципальных районов.
В Ставропольском крае на 1 января 2023 г. не осталось сельских поселений, а муниципальное деление представлено 16 муниципальными и 17 городскими округами. По этому пути идут и другие субъекты РФ, где в будущем вся структура муниципальных образований также сведётся к городским и муниципальным округам. В Тверской области прослеживаются 3 этапа преобразований, когда отмечались наиболее активные изменения муниципального устройства. Если первые 2 этапа характеризовались укрупнением сельских поселений, то последний – их ликвидацией, когда на смену муниципальным районам пришли городские и муниципальные округа.
Основными причинами муниципальных преобразований называют экономию бюджетных средств вследствие сокращения управленческого аппарата, расходов на разработку различной документации. Ещё одна причина – сокращение числа местных депутатов и упрощение процедуры принятия решений. Согласно Федеральному закону, в поселениях с численностью населения до 1 тыс. человек должно быть не менее 7 депутатов. Для небольших сельских поселений почти невозможно осуществить эти требования в силу малочисленности и возраста жителей.
На месте упразднённых сельских поселений остаются территориальные отделы, т. е. представительства новой администрации с 1–3 работниками, обладающими весьма ограниченными возможностями по оказанию различных услуг. Их функционирование осложнено отсутствием реальных полномочий и средств для их реализации.
Упразднение сельских поселений приводит к тому, что сельские населённые пункты утрачивают свои функции, а жители вынуждены преодолевать большие расстояния для получения различных услуг. Ситуация усугубляется старой возрастной структурой сельского населения и плохой транспортной доступностью периферийных территорий. Контроль за территорией ослабевает, знание о ней утрачивается.
2) Сельский населённый пункт в традиционном понимании. В таком значении представлен в Большой советской энциклопедии 1976 г.: «сельские поселения – населённые места или населённые пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений» (Ковалев. 1976. С. 208). Этот смысл заложен в классических работах по изучению сельского расселения (Ковалев. 1960; Развитие сельских поселений. 1977). В некоторых современных исследованиях (Основные тенденции эволюции... 2019) данная традиция сохранена. Однако чаще авторы отказываются использовать словосочетание «сельское поселение» в пользу термина «сельский населённый пункт», что позволяет избежать путаницы в понятиях, но делает конструкцию предложения более громоздкой.