Интенциональность
Интенциона́льность (от лат. intentio – стремление), одно из основных понятий феноменологии, означающее смыслоформирующую направленность сознания на предмет. Понятие интенции, широко использовавшееся в схоластике, в конце 19 в. было вновь выдвинуто Ф. Брентано в качестве характерной особенности всех психических феноменов, отличающей их от физических явлений. Э. Гуссерль заимствовал понятие интенциональности у Брентано, но в отличие от него не все переживания считал интенциональными (например, ощущения не имеют, по Гуссерлю, интенциональной природы) и, кроме того, предложил чётко разделять имманентный сознанию интенциональный акт, ноэзу (способ данности предмета в сознании), и трансцендентный сознанию интенциональный предмет, ноэму. Начиная с «Идей к чистой феноменологии» Гуссерля (1913), интенциональные акты преимущественно рассматриваются как конституирующие предметный смысл («смыслосозидающая интенциональность»). Благодаря понятию «жизненного мира» идея интенциональности получила выход в сферу феноменологической социологии, социальной психологии и философии культуры. Понятие «интенциональность» стало использоваться в дальнейшем в аналитической философии в связи с проблематикой языка (теория речевых актов) и сознания (Дж. Сёрл и др.). Сёрл ввёл различение «внутренней» интенциональности, являющейся характеристикой реальных состояний сознания, «как бы» интенциональности, которую люди приписывают лишённым сознания предметам, и «производной» интенциональности, относящейся к высказываниям. Д. Деннет пытался показать, что всю интенциональность можно свести к случаю «как бы» интенциональности.