Сновидение
Сновиде́ние, изменённое состояние сознания, регулярно возникающее во время естественного сна (как правило, во время фазы быстрого движения глаз), при котором в сознании спящего появляются преимущественно зрительные образы (возможны также слуховые, тактильные, кинестетические, проприоцептивные), которые обретают для него реальность актуального восприятия. Интерес к сновидениям характерен для всех эпох человеческой культуры (убеждение в том, что сновидения имеют жизненно-практический смысл и подлежат истолкованию), однако подход к ним существенно менялся на протяжении истории. Многие памятники древней письменности свидетельствуют о том, что толкование сновидений занимало большое место не только в религиозных ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при решении военных и государственных дел (Древний Восток, Китай и др.). В сновидениях видели откровение богов или вторжение демонов, один из способов контакта с «невидимым» миром. Древнейший дошедший до нас сонник (второе тысячелетие до н. э., Древний Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магических ритуалов для «защиты» спящего от вредоносных духов. Толкование сновидений с целью указания путей лечения играло большую роль в древнейшей медицине, ещё не отделившейся от религиозно-магической практики (храмовый сон – т. н. инкубация).
Первые опыты рационального истолкования сновидений принадлежат древнегреческим философам (Демокрит и др.). Согласно Платону, сновидения могут служить источником творческого вдохновения. Основателем психологического подхода в объяснении сновидений явился Аристотель, который рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна. Систематизатором греческих, египетских, восточных толкований символики сновидений выступил во 2 в. н. э. Артемидор; его «Онейрокритика» послужила источником бесчисленных позднейших сонников. В средние века преобладало религиозно-моралистическое истолкование сновидений, восходившее к библейским представлениям. В эпоху Возрождения истолкование сновидений тесно переплеталось с оккультизмом, рост рационализма вытеснил интерес к сновидениям на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно возрождался с развитием эмпирических исследований в области психологии, особенно в связи с проблемой бессознательного. В то же время этнологи раскрыли большую роль сновидений в примитивных культурах, их связь с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов сновидений. Начиная с эпохи романтизма подчёркивалось значение сновидений в психологии творческого процесса.
Первая попытка создать систематическую психологическую теорию сновидений была предпринята З. Фрейдом («Толкование сновидений», 1900, рус. пер. 1913). В ней опровергалось представление о сновидении как бессмысленном соматическом или физиологическом эпифеномене и описывался психоаналитический метод, при помощи которого, опираясь на свободные ассоциации сновидца, можно установить смысл сновидения. Психоаналитическое толкование сновидений открывало «царский путь» к познанию бессознательного. Движущей силой сновидения оказывалось некое подвергшееся вытеснению желание, составляющее скрытое содержание сновидения. В результате «работы сновидения» словесные репрезентации его скрытых мыслей трансформируются посредством «сгущения» и «смещения» в зрительные образы явного содержания, представляющие собой искажённую галлюцинаторную реализацию вытесненного желания. В конце 1950-х гг. Ж. Лакан, отталкиваясь от идей Р. О. Якобсона, переосмыслил эти механизмы «сгущения» и «смещения» в категориях двух осей языка – метафорической и метонимической. Фрейд считал ошибочным выведение смысла сновидения непосредственно из образов его явного содержания, а не из их связей (через поверхностные ассоциации) со скрытыми мыслями, отмечая, что содержание сновидения дано в виде «пиктографического текста», знаки которого нужно последовательно переводить на язык мыслей сновидения.
Вопреки этому в аналитической психологии К. Г. Юнга смысл сновидения выводится из его явного содержания, поскольку предполагается, что сновидение ничего не скрывает – мы просто не понимаем языка его символов непосредственно. Юнг считал комплексы (отколовшиеся от Я сновидца) «архитектором сновидений и царским путём к бессознательному». Свободным ассоциациям Фрейда Юнг противопоставил метод амплификации, состоящий в поиске параллелей образам сновидения в мифологии и мифопоэтической символике. Вслед за Юнгом многие школы психотерапии (психосинтез Р. Ассаджоли, гештальттерапия Ф. Перлза, психодрама Я. Л. Морено и др.) рассматривают сновидение как сцену взаимодействия отколовшихся от Я подсознательных субличностей сновидца.
Изучение сновидений ведётся в разных направлениях – этнографией, историей культуры, медициной (сновидение как средство диагностики), экспериментальной психологией.