Масленникова Леокадия Игнатьевна
Ма́сленникова Леока́дия Игна́тьевна (8.3.1918, Саратов – 18.6.1995, Москва; похоронена на Введенском кладбище), российская певица (сопрано), народная артистка Удмуртской АССР (1958), народная артистка РСФСР (1961).
Дочь рабочего. Воспитывалась в детском доме (отец погиб в 1918, мать батрачила в деревне). Переехала с матерью в Минск, где окончила школу-семилетку, затем рабфак при Политехническом институте. Работала на пуговичной фабрике, участвовала в фабричной художественной самодеятельности (исполняла украинские и белорусские песни).
С 1939 г. обучалась в Минском музыкальном училище (класс В. Ф. Карина-Вишкарёва), в 1941 г. окончила его и поступила в Минскую консерваторию; одновременно пела в хоре Белорусского театра оперы и балета. С началом Великой Отечественной войны эвакуирована на Урал, работала на строительстве железной дороги близ г. Молотов (ныне Пермь). В 1942 г. зачислена на 2-й курс Свердловской консерватории, в 1943 г. перевелась на 3-й курс Киевской консерватории (в класс А. Б. Хессина), которая находилась в эвакуации в Свердловске (ныне Екатеринбург); вскоре вместе с консерваторией переехала в освобождённый Харьков, затем в Киев; окончила консерваторию в 1946 г. (класс Д. Г. Евтушенко). Студенткой 4-го курса была приглашена в Киевский театр оперы и балета, где сначала выступала в небольших партиях в операх «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Маша), «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (бабы), а в следующем сезоне (1945/1946) исполнила партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского и ведущие партии в украинских операх – «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского (Оксана), «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко (Мария). В 1947 г. приняла участие в Международном конкурсе молодых вокалистов на 1-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге (2-я премия).
В 1946–1969 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в январе 1947 в партии Прилепы в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского). Обладала лирико-драматическим сопрано серебристого тембра с полётным, свободным звучанием в верхнем регистре, грудным, почти меццо-сопрановым – в нижнем. Лучшими партиями, исполненными на сцене Большого театра, стали Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского) и Маргарита («Фауст» Ш. Гуно; обе – 1949). Среди других партий: Панночка («Майская ночь» Римского-Корсакова), Варя («Вражья сила» А. Н. Серова; обе – 1947), Маженка («Проданная невеста» Б. Сметаны, 1948; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1949), Эллен («Лакме» Л. Делиба, 1950), Кланя («От всего сердца» Г. Л. Жуковского, 1951), Парася («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского), Иоланта (одноимённая опера Чайковского; обе – 1952); Микаэла («Кармен» Ж. Бизе, 1954), Ольга («Псковитянка» Римского-Корсакова, 1955), Графиня («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, 1956), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Сашенька («Мать» Т. Н. Хренникова, 1-я исполнительница; обе – 1957), Мелинда («Банк бан» Ф. Эркеля, 1-я исполнительница на сцене Большого театра, 1959), Елена («Декабристы» Ю. А. Шапорина, 1961), Сента («Летучий голландец» Р. Вагнера, 1963), Елизавета («Дон Карлос» Дж. Верди, 1965).
Много гастролировала в СССР, пела в спектаклях других оперных театров и в концертах. В 1944–1945 гг. в составе фронтовых бригад выступала в Австрии, Венгрии, Польше, Германии, Югославии, в 1947–1949 гг. – в Польше, Чехословакии, Финляндии. В 1950-х гг. концертировала также в Австрии, Индии, Албании и Греции, в 1960-х гг. – в Турции, ГДР, Дании, Монголии, Великобритании, Бельгии.
В 1969 г., оставив оперную сцену, полностью перешла к концертной деятельности. Нередко выступала с Оркестром народных инструментов имени Н. П. Осипова, с Уральским квартетом имени Н. Я. Мясковского. Принимала участие в музыкальных фестивалях «Ташкентская весна» (Ташкент, Самарканд, 1964), «Золотая осень» (Волгоград, 1967), «Донская музыкальная весна» (Ростов-на-Дону, 1973). В концертах исполняла оперные арии, романсы, русские, украинские, чешские, испанские народные песни.
С 1966 г. преподавала в Народной певческой школе при Центральном доме работников искусств (с 1981 художественный руководитель), одновременно с 1975 г. – в ГИТИСе (доцент кафедры музыкального театра).
С участием Масленниковой записаны оперы «Паяцы» Леонкавалло (по трансляции из Большого театра, 20 июня 1959, дирижёр В. В. Небольсин, в партии Канио – М. Дель Монако; сохранилась киносъёмка с фрагментами этого спектакля), «Банк бан» Эркеля (по трансляции из Большого театра, 1959, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, хранится в Гостелерадиофонде), «Мать» Хренникова (по трансляции из Большого театра, 1957, дирижёр Б. Э. Хайкин), арии Леоноры («Сила судьбы» Верди), Сантуццы («Сельская честь» П. Масканьи), Чио-Чио-сан (одноимённая опера Дж. Пуччини), Недды («Паяцы» Леонкавалло), Микаэлы («Кармен» Бизе), Маженки («Проданная невеста» Сметаны), Параси («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Сервилии (одноимённая опера Римского-Корсакова), финальная сцена из оперы «Евгений Онегин» (вечер памяти Л. В. Собинова, Центральный дом актёра, 6 июня 1957; Онегин – П. М. Норцов, партия фортепиано – Н. Г. Вальтер), дуэт Аскера и Гюльчохры («Аршин мал алан» У. Гаджибекова, Аскер – Р. Бейбутов), романсы и песни Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, И. Брамса, Ф. Мендельсона, В. Валенте, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова, Р. М. Глиэра, Ф. Н. Надененко, Д. И. Аракишвили и других композиторов, народные песни. Многие записи Масленниковой выпущены фирмой «Мелодия» на её сольных грампластинках «Романсы» (1975), «Арии» (1986).
Снялась в кинофильме «Концерт мастеров искусств» в роли Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского (Ленфильм, режиссёры А. В. Ивановский, Г. М. Раппапорт, 1952; в роли Германа – С. Я. Лемешев). На телевидении сняты фильмы-концерты «Леокадия Масленникова» (1961), «Поёт Леокадия Масленникова» (1976), документальный фильм «Солистка Большого – Леокадия Масленникова» (1985).
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976).