Хоттер Ханс
Хо́ттер Ханс (Hans Hotter) (19.1.1909, Оффенбах-ам-Майн – 6.12.2003, Мюнхен), немецкий певец (бас-баритон).
Во время учёбы в старших классах гимназии (Мюнхен) руководил церковным хором, учился игре на органе, брал уроки пения у Маттеуса Рёмера. Продолжил обучение у Рёмера в мюнхенской Государственной академии музыки.
В 1930 г. дебютировал на оперной сцене в Муниципальном театре Троппау (ныне Опава, Чехия) в партии Оратора («Волшебная флейта» В. А. Моцарта); в своём первом сезоне также исполнил партии Вольфрама и Вотана/Путника («Тангейзер» и «Зигфрид» Р. Вагнера). В следующем сезоне (1931–1932) работал в театре Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), где дебютировал в партии Иоканаана («Саломея» Р. Штрауса); затем в Немецком театре в Праге (1932–1934). В 1934–1937 гг. солист Гамбургской государственной оперы, где впервые исполнил партию Курвенала («Тристан и Изольда» Вагнера).
В 1937–1972 гг. солист Баварской государственной оперы, участвовал в первых постановках опер Р. Штрауса «День мира» (1938, партия Коменданта), «Каприччио» (1942, партия Оливье, впоследствии Ла Роша) и «Любовь Данаи» [1944, партия Юпитера, генеральная репетиция (премьера оперы отменена, состоялась в 1952)]. В 1939–1970 гг. солист Венской государственной оперы (с 1946 постоянный член труппы); в том числе участвовал в первой постановке оперы «Визит старой дамы» Г. фон Эйнема, 1971). Гастролировал в крупнейших оперных театрах мира: Парижской опере (с 1939), театрах «Ковент-Гарден» (с 1947) и «Колон» (с 1949), «Метрополитен-опере» (с 1950). Выступал с выдающимися дирижёрами, среди которых: Г. фон Караян, Ф. Райнер, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, Э. Клайбер, К. Краус, Х. Кнаппертсбуш, Т. Бичем.
Наиболее известен как исполнитель партий в операх Р. Вагнера: Вотан (тетралогия «Кольцо нибелунга»), Ганс Сакс («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Голландец («Летучий голландец»), Гурнеманц («Парсифаль») и другие; в 1952–1966 гг. ежегодно выступал на Байройтском фестивале (в 1968–1969 участвовал в качестве режиссёра). Д. Фишер-Дискау в предисловии к мемуарам Х. Хоттера («Был весел щедрый май…», 1996) назвал его «возможно, важнейшим вагнеровским певцом своего времени» и вместе с тем отметил его «невероятную универсальность» (цит. по: Kohlhaas E. Gurnemanz im Mai // Frankfurter Allgemeine). Среди других партий Хоттера: Великий инквизитор («Дон Карлос» Дж. Верди, более 500 представлений), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Моисей («Моисей и Аарон» А. Шёнберга), заглавные партии в операх «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Фальстаф» Верди, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Художник Матис» П. Хиндемита (первое концертное исполнение фрагментов, 1937), Шигольх («Лулу» А. Берга); партия чтеца в оратории «Песни Гурре» Шёнберга. С 1942 по 1996 гг. регулярно участвовал в Зальцбургском фестивале.
До 1996 г. выступал в концертах и записывался как камерный певец, чаще всего в немецком романтическом репертуаре. Аудиозапись вокального цикла «Зимний путь» Ф. Шуберта, сделанная Хоттером в 1955 г., считается вершиной в интерпретации этого сочинения. Также исполнял песни Р. Шумана, И. Брамса, К. Лёве, Х. Вольфа, Р. Штрауса (композитор посвятил ему песню «Сотворение и одухотворение» из «Четырёх песен для высокого баса и фортепиано» op. 87).
C 1960-х гг. оперный режиссёр (преимущественно оперы Р. Вагнера); среди постановок – «Кольцо нибелунга» под управлением Г. Шолти («Ковент-Гарден», 1961–1964), «Фиделио» Л. ван Бетховена («Лирическая опера Чикаго», 1981).
Преподавал оперное пение в венской Государственной академии музыки и исполнительского искусства (профессор с 1977).
Премия «Грэмми» (в составе исполнительского коллектива) за лучшую оперную запись («Валькирия» Р. Вагнера, Венский филармонический оркестр под управлением Г. Шолти, 1967). Почётное звание «каммерзенгер» (по представлению Гамбургской государственной оперы, 1936; Австрийской республики, 1997).