Бас-баритон
Бас-барито́н (нем. Bassbariton, Baß-Bariton), мужской певческий голос низкого регистра, средний между баритоном и басом.
Термин возник в 19 в. в связи с партиями вагнеровского репертуара, как, например, Голландец (в опере «Летучий голландец»), Ганс Сакс («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Альберих («Кольцо нибелунга»). Типичный образец представляет партия Вотана в «Валькирии», которая располагается в основном в пределах c – fis1, но иногда опускается до F.
Бас-баритоновые партии встречаются в операх разных композиторов 18–20 вв.: Дон Жуан и Фигаро («Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Дон Пизарро («Фиделио» Л. ван Бетховена), Каспар («Вольный стрелок» К. М. фон Вебера), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Игорь («Князь Игорь» А. П. Бородина), Голо («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси), Орест («Электра» Р. Штрауса), Порги («Порги и Бесс» Дж. Гершвина). Бас-баритон активно востребован в кантатно-ораториальном барочном репертуаре, например в оратории «Страсти по Матфею» и кантатах И. С. Баха, в «Мессии» и других ораториях Г. Ф. Генделя.
Среди известных бас-баритонов прошлого и настоящего: на Западе – П. Кой, Т. Краузе, Дж. Лондон, Р. Раймонди, Б. Терфель, Х. Хоттер, Дж. Ширли-Квирк, Э. Шротт, К. Перрон, Ф. Шорр, С. Эстес; в России – П. З. Андреев, Г. А. Бакланов, А. И. Батурин.