Хипстеры
Хи́пстеры (hipster; от англ. to be hip – быть в моде, «хипповать»), субкультура, зародившаяся в 1930–1940-х гг. в Гарлеме среди любителей джазовой музыки (Hill. 2015), свинга и бибопа.
История термина и эволюция явления
Изначально хипстерами называли молодёжь, придерживающуюся образа жизни джазовых музыкантов: они модно одевались, использовали сленг в речи, некоторые употребляли наркотики. Их также отличал принцип отношения к жизни: они жили «здесь и сейчас», не думая о будущем (Ширяев. Дети улиц. 2018). Хипстеры хотели создать альтернативную массовой культуру.
Термину «хипстер» предшествовал термин «хепстер». Впервые в печати слово появилось в книге американского джазового музыканта К. Кэллоуэя «Словарь Хепстера» («Hepster’s Dictionary», 1938). Хепстером (в оригинале – hep cat) он называл человека, «который знает все ответы и понимает джайв» (быструю джазовую музыку) (Halliday. 2015). Разницы между понятиями «хепстер» и «хипстер» не было. Хипстеры придерживались принципа «Не быть как все»: их отношение к массовой культуре было ироническим. Например, в 1930-х гг. на комедийном шоу К. Кэллоуэй вышел в костюме, который получил название «зут» (разновидность мужского костюма, популярная в среде афроамериканской и латиноамериканской молодёжи в 1930–1940-е гг.). Он состоял из широких брюк с сильно завышенной талией, пиджака до колен с широкими лацканами. Все детали зута были гиперболизированы и выглядели насмешкой над классическим образом американских джентльменов.
Другое определение хипстеров было предложено в 1948 г. писателем А. Брояром. Говоря о хипстерах, он описывал субкультуру чернокожей молодёжи конца 1940-х гг. (Broyard. 1948).
В 1940–1950-х гг. субкультура стала выходить за пределы крупных городов США. Впоследствии под её влиянием возникли аналогичные движения в других странах мира: тедди-бои в Великобритании, стиляги в СССР, свингюгенд в Германии и зазу во Франции (Ширяев. Дети улиц. 2018). У этих субкультур было много общего с хипстерами 1930–1940-х гг.: так же как и их предшественники, они любили джаз, выделялись неординарными костюмами, были нонконформистами.
После Второй мировой войны к субкультуре хипстеров стала примыкать творческая интеллигенция, что видно на примере стиляг в СССР. После 1949 г. и советских испытаний ядерной бомбы хипстеры стали выступать против идеологических течений: они осуждали как коммунизм, так и антикоммунизм, не желая участвовать в политической жизни общества (Ширяев. Дети улиц. 2018). Такие объединения не поддерживались государством, поскольку рассматривались как угроза стабильности и могли поднять волну протестов.
В 1957 г. писатель Н. Мейлер опубликовал эссе «Белый негр» («Тhe White Negro»), где описал ценности и мировоззрение хипстеров, а также явление хипстеризма в целом. По его мнению, хипстеров можно назвать белыми, подражающими субкультуре чернокожих, «инфантильной молодёжью», чья безответственность была «знаком времени» (Мейлер. 2015). Субкультура хипстеров объединила преимущественно белокожих людей среднего класса, которые перенимали образ жизни и привычки музыкантов-афроамериканцев (Alfrey. 2010). В 1940–1960-х гг. в американском обществе остро стояла проблема противостояния расизму. Интеграция и культурный обмен между белыми и чернокожими жителями страны способствовали появлению протестных движений за гражданские права афроамериканцев 1950-х гг.
Феномен новых хипстеров
В 1990-х гг. глобализация и постепенные социальная-экономическая и культурно-политическая трансформация дали новый импульс развитию хипстеризма. Новые хипстеры – это более абстрактная категория по сравнению с изначальной субкультурой. Новые хипстеры как субкультура возродились в Бруклине, Нью-Йорк, где к 1990-м гг. изменился социальный ландшафт: в район переселилось множество творческих людей, составивших новый креативный класс, который мог позволить себе высокий уровень жизни.
В 1990-х гг. 20 % жителей Бруклина работали в творческих профессиях, в отличие от 4 % всех жителей Нью-Йорка и только 2 % всех американцев (Зукин. 2019). Подобная тенденция спровоцировала облагораживание неблагополучных районов и периферии. Молодые люди стремились переезжать в менее густонаселённые города (Зукин. 2019), например, в ранее заброшенные районы Манхэттена, чтобы найти дешёвую альтернативу дорогому образу жизни, но сохранить городской образ жизни (Alfrey. 2010).
Новый тренд на креативное преобразование пространства (джентрификацию) породил культуру новых хипстеров. Результатом этих изменений стало пристрастие современных хипстеров к винтажному стилю. СМИ и маркетологи стали извлекать выгоду через продвижение аутентичных товаров, например, плёночных фотоаппаратов, которые в 2000-х гг. обрели особую популярность среди представителей субкультуры (Зукин. 2019).
На рубеже 20–21 вв. образ представителя данной субкультуры стал более отчётливым: новый хипстер – представитель среднего класса, противопоставляющий себя массе, образованный эрудит, интересующийся искусством и наукой (Ширяев. Бородатые дети ... 2018). Неотъемлемые элементы моды хипстеров – предметы и одежда прошлых эпох, которые позволяют быть оригинальными в современных реалиях (Alfrey. 2010). Новые хипстеры отличаются от своих предшественников тем, что слушают не джаз и бипоп, а инди-рок, альтернативную и электронную музыку. Благодаря возникновению социальных сетей мода на «хипстеризм» распространилась по всему миру.
Тем не менее с распространением тенденций нового хипстеризма те, кого описывали данным термином, были скорее абстрактным движением, а не полноценной субкультурой (Ширяев. Бородатые дети ... 2018). Хипстером можно было назвать практически любого человека, который следует модным трендам. Среди атрибутов моды – объёмные шарфы, очки с толстой оправой без диоптрий, борода, брюки-чинос, клетчатые рубашки, кеды и футболки с принтами, зеркальные или плёночные фотокамеры, новейшие модели смартфонов и других гаджетов. Представители хипстеризма активно интересовались событиями в области современного искусства, путешествиями, артхаусным кинематографом, инди-роком в музыке и пр.
В России хипстеризм стал популярен в 2010-х гг. Молодые люди перенимали ценности и стиль западных хипстеров и также сформировали уникальную субкультуру. Значительный вклад в популяризацию термина внёс журнал «Афиша». В частности, бытует мнение, что на отечественную почву этот термин первым перенёс главный редактор издания Ю. Г. Сапрыкин в своей колонке «На сложных щах» (Сапрыкин. 2008).