Социальные движения
Социа́льные движе́ния, общественные движения, коллективное действие, которое характеризуется согласованными усилиями отдельных индивидов и/или групп, общими идеями и представлениями его участников, а также общей задачей реализовать собственные интересы и добиться определённых изменений или же воспрепятствовать им в той или иной сфере общественной жизни. В отличие от ряда других форм гражданского общества, социальные движения неформальны и развиваются вне существующей системы политических институтов. Однако в ходе развития они так или иначе решают задачу собственной институционализации – организационного закрепления в обществе и нахождения устойчивых способов влиять на процесс подготовки и принятия решений в политике, социальной сфере, экономике, когда это затрагивает «их» зону ответственности.
Возникновение и развитие социальных движений определяется целым рядом макросоциальных обстоятельств. По Н. Смелзеру, это
1) особенности социальных институтов в политике, общественном управлении, экономике и т. д., препятствующие развитию социальных движений или его стимулирующие;
2) существование структурного напряжения – неопределённости, двусмысленности или прямого столкновения интересов разных социальных групп;
3) распространённость «обобщенных верований», в которых кристаллизуется недовольство некоторой ситуацией, объясняются причины её возникновения, отражаются притязания недовольных, а также их представления о необходимых мерах и действиях;
4) эффективность социального контроля, способность социальных институтов (в том числе властных структур) адекватно реагировать на социальные вызовы;
5) катализирующие факторы в виде значимых событий в стране или мире, увязанные в сознании людей с некоторой проблемной ситуацией и провоцирующие активную реакцию индивидов и целых групп;
6) наконец, развитие и успешность социальных движений напрямую зависит от способности и готовности социальных групп и отдельных людей к мобилизации.
Данные предпосылки способны вызывать разные формы социальной активности, однако социальные движения следует отличать, с одной стороны, от организованных политических мероприятий (например, избирательных кампаний), с другой – от стихийных форм массового поведения (толпа, мода, миграция, бунт). Для этого выделяют несколько компонентов, имеющих в случае таких движений специфику и определяющих особенности их внутренней динамики. К таковым относят:
1) сектор социальных движений – определённый сегмент социально-политической системы или общественной структуры, в рамках которого развиваются инициативные действия, ограничивающие монополию власти на контроль общественных взаимодействий;
2) организованность социальных движений, т. е. способность их участников координировать свои действия и намерения, основанная на неформальных, относительно устойчивых сетевых взаимодействиях и нефиксированном членстве. С развитием электронных технологий важным ресурсом социальных движений становится коммуникация через Интернет;
3) лидерство, которое в социальных движениях, как правило, относится к харизматическому типу, т. е. основано на признании за человеком или группой лиц исключительных способностей, без которых реализация целей движения невозможна;
4) широкий «репертуар действий» – от силовых и конспиративных (например, терроризм, революционные перевороты) до мирных и легальных (демонстрации, судебное разбирательство). В целом выбор действий определяется не столько склонностями участников, сколько имеющимися политическими ресурсами, а также ответными действиями властей;
5) идеология социальных движений, с одной стороны, представляет собой динамичный набор утверждений и требований, проблематизирующих ситуацию, а с другой – связана со способом мышления и ценностями социальной группы (групп), составляющих конкретное движение. Основная функциональная задача идеологии движения – создание групповой идентичности и мобилизации участников;
6) участникам социальных движений свойственна устойчивая самоидентификация как представителей некоторой общности, принадлежность и участие в деятельности которой являются для них эмоционально, ценностно и мировоззренчески значимыми. В развитой форме эта идентичность выражается в солидарности;
7) ещё один отличительный компонент социальных движений – мобилизация. Это не только действия по привлечению сторонников, сосредоточению сил и ресурсов (экономических, медийных, политических, ресурса участия и солидарности) для прямого достижения поставленной цели, но также и способ развития движения, поскольку мобилизация одновременно стимулирует внутригрупповую динамику и изменяет более широкий социальный контекст, в котором формируются общественные инициативы.
В разные эпохи природа и механизмы социальных движений различались в связи с фундаментальными структурными и политическими характеристиками обществ и с ходом таких исторических процессов, как промышленная революция, урбанизация, индустриализация, модернизация, трансформация политических систем, глобализация и т. д. Движения могут действовать как в пределах одной страны, так и вне государственных и национальных границ. Кроме того, принято различать «старые» (традиционные) и «новые» социальные движения. К «старым» относятся движения представителей какого-либо сегмента социальной структуры. Их деятельность фокусируется на формулировании и реализации интересов соответствующего класса, сословия, профессиональной группы и т. д. (например, рабочее движение, национальные движения). «Новые» социальные движения не имеют жёсткой и определённой социоструктурной прописки, рекрутируют сторонников из всех естественных подразделений общества и претендуют на выражение универсальных ценностей, имеющих значение «для всех людей» (например, экологическое движение, движение против абортов, альтернативные движения). С конца 20 в. многие «старые» социальные движения под влиянием процессов глобализации начинают трансформироваться, приближаясь по типу и механизмам своего развития к «новым».
Виды социальных движений
К числу наиболее известных социальных движений можно отнести рабочее, связанное с борьбой промышленных рабочих за свои экономические и политические права. Известно в европейских странах начиная с 18 в. К этому типу причисляют целый ряд феноменов – чартизм, анархо-синдикализм, революционное рабочее движение, социал-демократию, профсоюзное движение. Наряду с международным рабочим движением принято выделять локальные, появлявшиеся в разных странах по мере их индустриального развития.
Женское движение – борьба женщин за равные с мужчинами права в экономической, общественно-политической и культурной областях. Первые ростки этого движения принято связывать с такими историческими событиями, как Война за независимость в Северной Америке и Великая французская революция («Декларация прав женщины и гражданки» О. де Гуж, 1791), однако общественно-политическая и литературная активность женщин существовала уже во времена Английской революции 17 в. – в частности, в связи с обсуждавшейся тогда проблемой женского образования. Законодательный проект Дж. С. Милля о равных избирательных правах женщин и мужчин (1867) стал толчком к появлению феминистского движения в Великобритании: женские организации в большей мере стали ориентироваться на выдвижение политических задач и одновременно на установление международных связей (Международный совет женщин, суфражистки). Со 2-й половины 20 в. международные женские организации участвуют в деятельности ООН.
Движение за гражданские права чёрных (аболиционизм) разворачивалось в США с 18 в. и стало существенным фактором в Гражданской войне 1861–1865 гг. В 20 в. значимыми событиями были создание Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (1909), формирование доктрины негритюда (1920–1930), появление в ответ на расовую сегрегацию в 1950–1960-е гг. движения «Власть чёрным» и радикальной организации «Чёрные пантеры», деятельность М. Л. Кинга и его убийство.
Антивоенное движение связано с осуждением войн и политики, ориентированной на войну, с пропагандой пацифизма, разоружения, права человека не участвовать в военных действиях и не служить в армии. Сформировалось в конце 19 в., хотя антивоенные выступления бывали и ранее, в эпоху наполеоновских войн. Широко развернулось накануне 1-й мировой войны во Франции, Германии, США и других странах, в некоторых из них поддерживалось рядом христианских деятелей (религиозный пацифизм), женским движением (Международный женский совет, Международный женский суфражистский альянс). После 2-й мировой войны возникли национальные антивоенные организации, развивавшие в том числе и международную активность при поддержке коммунистических и рабочих партий (Всемирный совет мира). В конце 1960-х гг. его развитие связано с протестами в США против войны во Вьетнаме. К началу 21 в. существует множество организаций, выдвигающих в том числе и антивоенные требования: Международная амнистия, Международная правозащитная организация, Врачи за соблюдение прав человека, Международное движение по запрещению противопехотных мин и др.
В конце 1960-х – 1970-е гг. развернулось движение «Новых левых». Начавшись со студенческих волнений в университетах США и Франции, оно стало принимать в себя самые разные течения, как сформировавшиеся ранее (женское движение, движение негров за гражданские права), так и «новые». В числе «новых» – молодёжная музыкальная контркультура, движения битников и хиппи, движение коммун. Общая направленность «новых левых» – сопротивление репрессивной культуре, рациональному обществу и авторитарному государству.
Экологическое движение появилось в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Его специфика – ориентация на поддержку оптимального функционирования экосистемы и снижение негативного антропогенного воздействия на среду обитания как на локальном, так и на планетарном уровне. К началу 21 в. такие движения на постоянной основе входят в состав международных организаций, участвуют в международных программах ООН (например, ЮНЕСКО), в некоторых странах преобразовались в политические партии.
Движение антиглобалистов возникло на исходе 20 в. как реакция на усиление властных притязаний мировой бюрократии и повсеместное распространение транснациональных корпораций, которые стимулируют процессы глобализации в отрыве от стратегических интересов отдельных людей, сообществ и народов, руководствуются принципами экономической и политической целесообразности и развиваются вне зоны общественного контроля. Первые объединения возникли в Мексике, Франции и США в середине 1990-х гг.: People’s Global Action (ГАН), The Ruckus Society, Reclaim the Streets, Action pour une Taxe Tobin d’Aide aux Citoyens (ATTAC), но уже в конце 20 в. движение стало международным: акции ГАН проходили примерно в 20 странах, организации ATTAC существовали более чем в 40 странах. В 2001 г. в Порту-Алегри (Бразилия) прошёл Всемирный социальный форум. В начале 21 в. движение представляет совокупность самых разных в идеологическом отношении организаций, движений и общественных инициатив – экологических, женских, национальных, по защите трудовых и гражданских прав, прав на информацию. Основные проблемы антиглобалистского движения – участие в нём политиков и политических партий, транснациональных корпораций, борьба антифашистов и неофашистов, соотношение силовых и ненасильственных акций.
Основные подходы
В социологии исследование социальных движений стало самостоятельным направлением в 1960-е гг. В нём выделяют три подхода.
В теориях коллективного поведения социальные движения рассматривались как результат взаимодействия индивидов в условиях социальной напряжённости (Г. Блумер, Дж. Дейвис, Т. Гарр, Н. Дж. Смелзер, Р. Тёрнер, Л. Киллиан). В контексте теорий массового поведения, относительной депривации, массового общества, психологии толпы такие движения являются признаком временной дисфункции социальной системы: спонтанные и непредсказуемые, они возникают как реакция депривированных групп на внезапные и болезненные перемены. В этом случае социальная активность строится не на представлениях о цели, а на аффекте и эмоциональном возбуждении, люди не управляются социальными нормами и предпочитают насильственные действия.
Теории коллективного действия (мобилизации ресурсов) построены на предположении о рациональном характере социальных движений (Дж. Маккарти, М. Залд, М. Олсон, Ч. Тилли, Э. Обершаль, С. Тарроу, Д. Макадам). Коллективное действие рассматривается в них как планируемое, в котором участники определяют цели и стратегии, оценивают свои возможности, издержки и предполагаемый эффект действия. С точки зрения модели рационального выбора, теории мобилизации ресурсов, концепции политического процесса и политического участия коллективные формы действия зависят от экономических, политических и организационных возможностей движения, а также от специфики макросоциальных процессов. Самим фактом своей мобилизации социальные движения стремятся оказать давление на властвующие группы, поскольку реагируют на неспособность политических институтов управлять определёнными сферами жизни и отзываться на общественные требования.
В рамках теории «общества риска», теории идентичности, теории субъектности (агентности) рассматриваются основания «новых» социальных движений (Ю. Хабермас, А. Мелуччи, А. Турен, Дж. Коэн, Дж. Коулмен). Постиндустриальные общества сталкиваются с рисками новой природы, но не умеют ответственно, не партикулярно и рефлексивно оценивать их, и «новые» социальные движения принимают на себя ответственность за критику доминирующих идеологий, противодействие анонимной ответственности и доминированию частных интересов, конъюнктурно сфокусированных на задачах сегодняшнего дня и близкой выгоде. Поэтому в развитии «новых» движений особую важность приобретают две проблемы: формирование идентичности, основанной на способности участников движения преодолевать предзаданность своего мировоззрения и узость интересов, а также на соотнесении себя с целями и ценностями «общечеловеческого масштаба»; формирование субъектности – не просто способности действовать, но способности устанавливать правила в значимой для целей движения системе отношений и принуждать партнёров и контрагентов считаться с ними при принятии решений и ведении дел.