Субкультура
Субкульту́ра, культура социальной группы, отличающаяся по ряду существенных параметров от культуры большинства в том или ином конкретном обществе, а также сама эта группа. Термин «субкультура» указывает на значимый характер особенностей коллективных представлений, мышления и поведенческих установок членов некой социальной общности, их ценностей и ценностных ориентаций, образа и стиля жизни.
Характеристики и особенности субкультур
Субкультура обычно выступает как культура социального меньшинства, находящегося в более или менее изолированном положении, поддерживаемого извне и/или изнутри через воспроизводство межгрупповых границ и сохранение известной дистанции в отношении господствующей культуры большинства. В жизни носителей субкультуры заметную роль играют процессы социальной идентификации, осуществляемой по линии размежевания «свои/чужие» (см. также Идентичность). Для демонстрации подобных различений и «узнавания себе подобных» представителями субкультуры нередко, хотя и не всегда, используется специфический арсенал маркеров групповой принадлежности [например, особенности языка и речевого поведения (сленг, арго, жаргон, тайные языки), манер, этикета, предпочитаемого стиля одежды, типа конструирования и репрезентации телесности (причёска, татуировка, ношение специальных украшений, символики и атрибутики, макияж) и т. п.]. Вовлечённые в субкультуру индивиды обычно воспринимают её как особого рода духовную общность.
Хотя субкультура, как правило, сильно выделяется на фоне превалирующего в обществе культурного ландшафта, противопоставляя себя более или менее сознательно собственному окружению, степень её замкнутости и закрытости, как и уровень оппозиционности, выраженность установки на конфликт и конфронтацию с внешним миром, враждебность по отношению к нему могут значительно варьироваться. В отдельных случаях и в определенные периоды своего «жизненного цикла» субкультура может подвергаться институционализации, а также перерастать собственные границы, благодаря коллективным усилиям её приверженцев принимать форму социального движения, способного оказывать ощутимое воздействие на общество в целом, предполагающее в том числе широкое распространение идей, убеждений, ценностей субкультуры за её первоначальными пределами.
Черты субкультуры могут обнаруживаться у разных социальных групп – профессиональных (например, характерных для древности и Средневековья ремесленно-цеховых братств или связанных с пространственно удалёнными видами труда), конфессиональных (замкнутые религиозные общины, секты), этнических (прежде всего диаспорного типа), сторонников определенных политических взглядов, поклонников определенных художественных и музыкальных стилей, последователей философско-эзотерических учений и т. д. Особое место среди субкультур занимают разновидности криминальных субкультур, включая субкультуру заключённых, отбывающих сроки наказания в исправительных учреждениях (тюремная субкультура).
С середины 20 в. важным фактором при образовании различных субкультур становится хобби как способ коллективной организации досуга. На этой почве возникают, среди прочего, многочисленные молодёжные субкультуры. Идеологии ряда субкультур, образовавшихся в период после Второй мировой войны, как на Западе, так и в России имели ярко выраженный нонконформистский характер, утверждая себя в противовес ценностям массовой культуры, общества потребления и/или культурного и политического «официоза» авторитарных режимов. Однако также наблюдалось повсеместное перетекание образцов и стилей отдельных субкультур в «мейнстримную» культуру большинства, частичное поглощение первых последней, что приводило к ослаблению их протестного потенциала, а также к размыванию контуров и перемешиванию ценностных моделей конкретных субкультур в рамках мозаичного и эклектичного культурного пространства обществ конца 20 – начала 21 вв.
Определения и типологизации
Субкультуры стали активно формироваться после 2-й мировой войны и начала процесса вестернизации, который нёс в себе и распространение ценности индивидуализма, а вместе с ним – приоритет самовыражения (Буряк. 2011). Американский социолог Д. Рисмен в 1950 г. в статье «Слушая популярную музыки» описывал генеалогию миноритарных групп, формирующихся вокруг увлечения различными направлениями музыки (Riesman. 1950).
Активно осмыслять явление субкультуры учёные начали в середине 20 в. благодаря становлению и упрочению плюрализма в обществе, развитию городов, а вместе с тем – росту подростковой преступности и бандитизма. Изначально понятие субкультуры отождествлялось с определением девиантного поведения (Пасечникова. 2017). Из-за возникновения новых социальных тенденций исследователи предлагали разные определения субкультуры. Среди них преобладали определения субкультуры как 1) девиантного поведения, 2) явления городской жизни, 3) продукта мнения общества, 4) специфической молодёжной культуры (Пасечникова. 2017).
Рассматривая субкультуру как девиантное поведение, американский антрополог У. Миллер и криминолог А. Коэн обращали внимание на то, что субкультуры формируются благодаря неравенству, социальной иерархии, психологическим травмам, социальной несправедливости. Таким образом, субкультура вырастает преимущественно из маргинальных слоёв общества в подростковой среде (Cohen. 1971) и усиливается в связи с тем, что группы стремятся воплотить в жизнь определённые установки, которые отклоняются от устоявшихся норм в обществе. Так, подход А. Коэна основывается на том, что субкультура произрастает из протестного отношения к массовой культуре общества, что можно было бы отнести к понятию контркультуры. По его мнению, причина появления субкультуры заключается в том, что существует разрыв между ценностями доминирующей культуры и ценностями меньшинства из низших слоёв (Cohen. 1971).
Вместе с тем социолог Д. Хебдидж писал о том, что развитие молодёжной культуры следует рассматривать лишь как часть процесса поляризации общества (Hebdige. 1997). Д. Хебдидж указывал, что есть два пути включения субкультуры в общество: во-первых, преобразование субкультурных знаков (одежды, музыки и т. д.) в объекты массового производства, во-вторых, идеологическая форма, предполагающая «навешивание ярлыков» и переопределение девиантного поведения полицией, средствами массовой информации или судебной системой (Hebidge. 1997).
Существуют различные варианты типологизации субкультуры. Так, российский исследователь С. А. Сергеев предложил обозначать виды субкультур исходя из критерия ценностей, подразделив их на романтико-эскапистские (готы, байкеры), криминальные (гопники), гедонистично-развлекательные (мажоры, рэперы, рейверы) и радикально-деструктивные (панки, сатанисты). Также он рассматривал виды субкультур с точки зрения критерия времени: традиционные – имеющие богатую историю, например хиппи, хипстеры, панки; и новые субкультуры, например, толкинисты. Субкультуры можно типологизировать по признаку имиджа (нудисты, хипстеры), увлечений (скейтеры, байкеры, косплей, геймеры) и мировоззренческих позиций (битники, хиппи, яппи) (Cергеев. 1998).
С развитием средств массовой информации и глобализации под субкультурой стали понимать скорее меньшинство, имеющее картину мира, отличную от социального большинства. Так, субкультура определяется Э. Гидденсом как сложная система в рамках целого общества, которая проживает преобразования и нормы которой не соответствуют нормам большинства (Гидденс. 1999. С. 144–160). При этом Гидденс обращает внимание на то, что необходимо рассматривать субкультуры не только сквозь призму девиантного поведения: не всякий индивид будет преступником, но каждый индивид может в той или иной степени отличаться от большинства и его норм. Это подтверждает и К. Дженкс. По его мнению, девиантное поведение не следует рассматривать в отрыве от всего общества, как свойство некоей изолированной его части. Субкультура живет внутри одной динамичной системы и, следовательно, взаимодействует с другими функционирующими чертами социума (Jenks. 2005).
Для развития субкультуры необходимы определённые условия. Во-первых, это общий интерес, вызванный социальными, культурными экономическими и политическими условиями (прежде всего, это настроения в доминантной культуре); во-вторых, должный уровень технологического развития: например, стало намного проще искать единомышленников при помощи современных инструментов коммуникации, в результате чего достигается массовость. Подход к определению субкультуры как к явлению городской среды демонстрирует, что урбанизм приводит к формированию обособленных групп внутри общества. Например, в таком ключе возникли субкультуры хипстеров, хип-хоп, чоло. Ассинхронное развитие районов, разнообразие интересов приводят к тому, что эти районы начинают приобретать конкретные характеристики, которые в дальнейшем могут стать центром одной из субкультур (Вирт. 2005).
Современные субкультуры
В 20 в. субкультуры активно оформлялись благодаря молодёжи, которая отличались от девиантных групп мотивацией и системой ценностей. Субкультура стала всё больше походить на фандом. Однако фандом нельзя отождествлять с субкультурой, которая, в отличие от представителей фандома, характеризуется особым стилем жизни и поведения, ценностями и мировоззрением.
Также во 2-й половине 20 в. в мире происходили глобальные изменения, которые затронули характер информационного пространства: развитие интернета, расширение цифровых возможностей и усовершенствование канала медиакоммуникации повлияли на развитие субкультур, в большей степени среди молодёжи. Фактор развития информационной среды демонстрирует то, как культурное пространство становится более «пластичным и гомогенизированным» (Буряк. 2011. С. 302).
Так, в США возникла хип-хоп-субкультура, объединившая в себе представителей криминальных кварталов Бронкса. Впоследствии она распространилась по всему миру и привнесла в массы характерные танцевальный и музыкальный стили – хип-хоп. Параллельно развивалась и субкультура хипстеров, проявившая себя и во Франции (тедди-бои), и в Германии (свингюгенд), и в СССР (стиляги).
Позднее, в 1970-1990-х гг. субкультуры складывались вокруг конкретного музыкального стиля – так появились панки и эмо. Первые объединились вокруг панк-рока и таких групп, как Ramones и Sex Pistols, вторые – вокруг стиля эмо-кор («эмоциональный хардкор») и, в частности, музыкальных коллективов Minor Threat, Rites Of Spring, Beefeater. Каждая из этих субкультур имела, помимо музыкальных предпочтений и ценностей, свой стиль в одежде, характерную символику.
Среди зародившихся непосредственно под влиянием социальных сетей субкультур можно выделить субкультуру тамблер-гёрл, представительницы которой вели блоги в сети Tumblr и предпочитали экстравагантный стиль одежды.