Мотт Пьер Ламбер де ла
Мотт Пьер Ламбе́р де ла (франц. Pierre Lambert de La Motte) (16.1.1624, Ла-Буасьер, Франция – 15.6.1679, Аютия, ныне Таиланд), католический миссионер, первый епископ, назначенный в миссию Кохинхины (Дангчаунг, Дайвьет), сыграл роль в распространении христианства в Юго-Восточной Азии.
Де ла Мотт был рукоположён в сан священника в 1655 г. Папа Римский Александр VII решил направить его епископом в сане апостольского викария с титулом in partibus infidelium («в стране неверных») в миссию Кохинхины (ныне центральный Вьетнам). Речь шла о регулярном назначении епископов в миссии Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии под покровительством папы Римского. Решением от 13 мая 1658 г. Конгрегация пропаганды веры Ватикана назначила де ла Мотта и Ф. Паллю первыми епископами. С этого момента ведет отсчет своей деятельности Парижское общество заграничных миссий, созданное по инициативе А. де Рода. Письмом от 11 августа 1665 г. Ватикан санкционировал открытие семинарии.
В 1660 г. (по другим данным, в 1662 г.) де ла Мотт обосновался в Аютии (Сиаме), где переждал кампанию преследований христиан в миссии своего назначения – Кохинхине, пользуясь благожелательным отношением короля Аютии к христианским миссионерам. Де ла Мотт основал в Аютии семинарию Святого Иосифа, ставшую базовым духовным учебным заведением для миссионеров и христиан различных стран Юго-Восточной Азии. Вместе с прибывшим в Аютию епископом Ф. Паллю он открыл первый синод, а результате чего появились основополагающие миссионерские документы, не утратившие силу и поныне, – «Les Monita ad Missionarios» («Комплекс инструкций поведения для миссионеров [в католических миссиях Азии]»).
Первые соборы, организованные де ла Моттом, прошли в Тонкине (на севере современного Вьетнама) в 1670 г., в Кохинхине – в 1672 г. В период с сентября 1675 г. по июнь 1676 г. де ла Мотт тайно находился в Тонкине, где рукоположил в священнический сан несколько вьетнамских священников. Основал в миссии Кохинхины, а затем и Тонкина первые женские монашеские конгрегации в Азии – «Возлюбленные Креста», снискавшие большое уважение вьетнамских католиков и существующие по сей день. Де ла Мотт сыграл решающую роль в установлении дипломатических отношений между Францией и королевством Аютия.
Трудно переоценить роль де ла Мотта в становлении католических миссий в Азии в Новое время и распространении христианства – в частности, во Вьетнаме. Он был одним из первых членов Парижского общества заграничных миссий, выступавшего против отжившей системы португальского патроната, его миссионерская деятельность во многом способствовала созданию корпуса местного католического духовенства и монашества в странах Восточной Азии. Все годы своего служения в Индокитае де ла Мотт потратил в числе прочего на то, чтобы утвердить авторитет французских епископов, посылавшихся Конгрегацией пропаганды веры Ватикана в «Восточные Индии». В конце концов он добился подчинения Ватикану миссионеров ордена иезуитов в миссиях Кохинхины и Тонкина. Это было следствием усиления военно-политического положения Франции в Европе и ослабления военно-политической мощи Португалии.
C 1665 г. и вплоть до своей кончины в 1679 г. де ла Мотт возглавлял миссии Тонкина и Кохинхины. Он стал главным организатором Вьетнамской католической церкви на начальном этапе её истории. Когда он прибыл в Индокитай, он находился в расцвете сил. По своей натуре де ла Мотт был склонен к мистике, имел беспокойный характер, всецело был поглощён своей внутренней жизнью, стремился к аскетизму и даже мученичеству, к внутреннему совершенствованию. Всякое активное действие причиняло ему боль и разочарование. Он был неуживчив, в его миссии были многочисленные ссоры и конфликты. Адвокат по образованию, де ла Мотт смело вступал в конфликтные отношения с инквизицией в Гоа, стоившие ему больших неприятностей. У него были также длительные ссоры с иезуитами. Будучи по натуре реформатором, епископ упрекал их в занятии торговлей, а также в недостаточных, по его мнению, усилиях по евангелизации Вьетнама.
Но руль управления миссиями де ла Мотт держал крепко. Его главным устремлением было рукоположить в сан священников вьетнамских катехистов, поэтому его основной заботой стало основание семинарии в Аютии. Она стала принимать молодых людей – будущих священников и дьяконов – со всех концов Индокитая. Семинария начала работать с 1666 г., о чём де ла Мотт сообщал в своём письме Ф. Паллю. В семинарии преподавали латынь, философию и теологию. При ней был создан небольшой колледж, где получали богословское образование. Миссия в Аютии пользовалась большим расположением тайского короля Нарая, желавшего послать посольство во Францию к королю Людовику XIV. По замыслу властителя Аютии это посольство должен был возглавить сам де ла Мотт. Этим планам не суждено было сбыться, т. к. епископ заболел в 1678 г. Король отправил к нему своего личного врача, однако же после нескольких месяцев тяжёлой болезни де ла Мотт скончался в возрасте 55 лет.