Бузоми Франческо
Бузо́ми Франче́ско (Franchesco Busomi) (1576, Неаполь – 1639, Макао), итальянский миссионер, возглавивший первую католическую миссию в Кохинхине (в Дангчаунге, центральная часть современного Вьетнама).
Бузоми был отправлен в миссию Макао в 1608 г. Там он в течение 5 лет преподавал теологию в колледже Святого Павла, где велось обучение всем известным в то время наукам – от грамматики до теологии, и этот колледж имел право присуждать своим выпускникам степень доктора. Когда он прибыл во Вьетнам, ему было 39 лет. Он стал одним из первых миссионеров ордена иезуитов, прибывших в Кохинхину. 18 января 1615 г. в порту Туран (ныне Дананг), рядом с портом Файфо (ныне Хойан) высадились два священника-иезуита, которым было поручено основать в Дананге новую миссию, – итальянец Франческо Бузоми и португалец Диегу ди Карвалью. По прибытии в порт Туран, где им было предписано обосноваться, оба миссионера сразу же принялись за работу и построили первую часовню. В ней в день Пасхи в окружении нескольких японских христиан устроили праздник и смогли окрестить первых десятерых вьетнамцев. Год спустя они уже духовно окормляли группу из 300 человек. В то же время ими был построен храм в Туране. «Это была большая и очень хорошая церковь, в ней при большом стечении народа служилась Святая Месса со святыми таинствами и совершались проповеди святой христианской веры с помощью переводчиков», – написал об этом храме позже миссионер Кристофоро Борри (Borri. 1631. P. 104). В 1616 г. (по другим данным, в 1617) храм был сожжён вьетнамцами, проживавшими в округе, из-за начавшихся гонений на христиан. Потом храм восстановили на средства миссионеров.
Бузоми решил нанести визит правителю Кохинхины из рода Нгуен – Нгуен Фук Нгуену (тюа Шай, правил в 1613–1635) – в его резиденции в Чабат, в современной провинции Куангчи, поскольку хорошие отношения с правителем были необходимым условием успешной работы миссионеров. Тюа Шай хорошо принял гостя, выделил ему землю под строительство храма, а также под его личную резиденцию, после чего Бузоми начал свою миссионерскую службу.
Одной из первых крестилась придворная дама, приняв имя Жанна. Эта дама оказала большую помощь Бузоми, устроив у себя дома несколько христианских алтарей и молелен, а также помогла окрестить многих своих родственников.
Успешные действия Бузоми по строительству храмов и обращению в христианство довольно большого количества вьетнамцев означали, что на земле Кохинхины была создана первая христианская католическая миссия. Бузоми было суждено в течение последующих 20 с лишним лет оставаться на посту главы миссии. Он покинул Кохинхину только в 1639 г., отправившись для передышки в Макао, намереваясь затем вернуться в свою миссию, но вскоре там умер. Этот миссионер может считаться основателем первой христианской (католической) общины во Вьетнаме. Бузоми полностью посвятил себя созданию и развитию кохинхинской миссии. Он так преуспел в выполнении этой задачи, что за 20 лет своей деятельности смог обратить в христианскую веру по меньшей мере 12 тыс. вьетнамцев. Под руководством Бузоми христианство постепенно распространилось повсеместно в центральной части современного Вьетнама.
Бузоми стоял в начале пути формирования вьетнамской христианской терминологии. Одной из важнейших его заслуг стало то, что, несмотря на незнание вьетнамского языка, он смог найти нужные термины и формулировки, позволившие задавать вьетнамцам вопросы об их намерении принять крещение и христианскую веру. Конечно, новые термины были ещё неточными (в том числе для обозначения слова «христианин»). Возможно, он нашел их при помощи христианских книг, опубликованных к тому времени миссионерами в Китае. В частности, Бузоми использовал китайское понятие «дао» (путь). Лишь со временем во вьетнамском языке оформились христианские термины и сложился христианский язык, благодаря чему идеи христианства стали понятны вьетнамцам.