Буддийский кризис в Республике Вьетнам 1963
Будди́йский кри́зис в Респу́блике Вьетна́м 1963, политическая и религиозная напряжённость в мае – сентябре 1963 г. в Республике Вьетнам (1955–1975), когда имело место противостояние между буддистами и руководством страны во главе с президентом-католиком Нго Динь Зьемом. Буддийский кризис повлёк за собой падение первой Республики Вьетнам (1955–1963), произошедшее в результате свержения и убийства президента Нго Динь Зьема и его брата Нго Динь Ню.
Предпосылки кризиса
Природа кризиса кроется в совокупности политических и религиозных процессов, проходивших во Вьетнаме за десятилетия до него. Религиозное измерение конфликта состоит в эволюции, которую в 20 в. претерпел вьетнамский буддизм, и той роли, которую стало играть католичество в эпоху первой Республики Вьетнам (страны преимущественно буддийской).
Использование латинизированного письма («куок нгы») и развитие прессы, получившие широкое развитие в колониальный период, способствовали возрождению буддизма во Вьетнаме. В течение предшествующих столетий в нём доминировала конфуцианская идеология, а буддизм организационно практически не был оформлен и в 19 в. «институционально находился на своём низшем уровне» (Nguyễn Thế Anh. 1993. P. 110). В первые десятилетия 20 в. буддисты получили возможность печатать в больших объёмах священные тексты, в том числе сутры, и знакомить с ними широкую аудиторию. Возникло множество буддийских организаций. В 1920–1930-х гг. началась активизация политической деятельности буддийского духовенства – появились различные ассоциации, предлагавшие придать своей религии бóльшую организационную стройность посредством унификации различных буддийских школ, принятия единой иерархии и пропаганды учения среди населения. К середине 20 в. изменилось буддийское мировоззрение в отношении социально-политической деятельности – так возникло движение «[социально] вовлечённого буддизма» [вьетн. phật giáo hiến thân; англ. (socially) engaged Buddhism], автором и главным идеологом которого стал вьетнамский монах Тхить Нят Хань (1926–2022).
Франция, католическая страна, внёсшая решающий вклад в распространение христианства во Вьетнаме и в создание местной католической церкви, в период Третьей республики (1870–1940) была более ориентирована на светское управление во всех сферах общественной жизни. Это отразилось на взаимоотношениях антиклерикально настроенных колониальных чиновников и католических священников. Вместе с тем в первой Республике Вьетнам у власти находились местные католики – члены рода Нго Динь, одними из первых принявшие католичество во Вьетнаме. К тому же одной из характерных черт республики была семейственность, когда сразу несколько представителей рода Нго Динь играли заметную роль в общественно-политической жизни страны: Нго Динь Зьем стал президентом, его младший брат Нго Динь Ню был его советником и считался главным идеологом государства, старший брат Нго Динь Тхук стал епископом, а с 1960 г. – архиепископом; младший брат Нго Динь Кан управлял делами в Хюэ (бывшей императорской столице). Активную роль играла и Чан Ле Суан, жена Нго Динь Ню, которая в отсутствие супруги президента считалась первой леди Республики Вьетнам. Декларируемая властями концепция персоналистской революции предполагала гармоничное сочетание христианских и местных ценностей, в качестве которых для властей представали в первую очередь конфуцианские. Буддизму, таким образом, отводилось не так много места в новом общественном строе, что не могло понравиться политизированным буддийским организациям и их последователям.
Кроме того, после разделения Вьетнама в 1954 г. на северный (Демократическая Республика Вьетнам во главе с коммунистом Хо Ши Мином) и южный (Государство Вьетнам, затем Республика Вьетнам во главе с католиком Нго Динь Зьемом) начался отток католического населения на юг. В общей сложности мигрировало около 880 тыс. человек, из них около 650 тыс. католиков.
Ход событий
В 1950 г., ещё до прихода к власти Нго Динь Зьема, глава профранцузского Государства Вьетнам Бао Дай подписал Декрет № 10, согласно которому в стране ставилась под контроль деятельность различных ассоциаций, в том числе и различных буддийских организаций, в то время как для католичества было сделано исключение. В 1958 г. вступил в силу Декрет № 189/BNV/NA/P 5, ограничивший использование религиозной символики: флаги могли вывешиваться только в дни религиозных праздников в местах поклонения или в частных домах с разрешения местных властей. Это ограничение не применялось в отношении католиков. Так, в самом начале мая 1963 г. власти попустительствовали массовому вывешиванию католических флагов в день празднования 25-летия рукоположения Нго Динь Тхука в сан епископа. В то же время 8 мая 1963 г. власти Хюэ воспрепятствовали праздничным церемониям по случаю главного буддийского праздника – Весака, сославшись на декрет 1958 г. Эти меры властей спровоцировали обострение религиозной напряжённости, что привело к острому политическому кризису.
Недовольство буддистов выразилось в протестах в Хюэ и в обличительной речи монаха Тхить Чи Куанга, которую протестующие потребовали транслировать по радио. Во время переговоров у радиостанции раздались выстрелы и была взорвана граната. В результате погибли 9 человек, в том числе несколько детей. Кто взорвал гранату, до сих пор остаётся невыясненным. Власти поспешили обвинить в кровавом инциденте коммунистов, те, в свою очередь, обвинили городскую полицию, превысившую свои полномочия. В общественном мнении эта трагедия осталась на совести властей, которые выставили против безоружных людей вооружённых солдат.
10 мая буддисты обнародовали манифест, состоявший из 5 требований к властям: прекратить дискриминацию в отношении буддийских флагов; разрешить буддистам пользоваться теми же привилегиями в отношении Декрета № 10, которые были у католиков; прекратить репрессии по отношению к буддизму; предоставить буддистам равную с католиками свободу вероисповедания; выдать компенсации пострадавшим во время инцидента у радиостанции в Хюэ и наказать виновных в кровопролитии. 15 мая этот манифест был вручён президенту Нго Динь Зьему, тогда же состоялась первая пресс-конференция авторов документа, однако манифест остался без ответа.
3 июня во время коллективной сидячей молитвы буддистов власти задействовали слезоточивый газ.
Чтобы повлиять на президента и его окружение, 11 июня монах Тхить Куанг Дык публично принёс себя в жертву путём самосожжения. Акт самосожжения был сфотографирован, в том числе известным американским журналистом М. Брауном. Это событие потрясло мировую общественность.
12 июня временный поверенный США в Республике Вьетнам У. Трухарт вручил Нго Динь Зьему официальный протест Вашингтона по поводу того, что вьетнамское правительство не решает буддийскую проблему. Отношение Белого дома к сайгонским властям в этот период резко ухудшилось.
3 июля комитет по расследованию инцидента 8 мая в Хюэ вновь возложил всю вину на коммунистов, а 19 июля в выступлении по радио вместо ожидавшихся обещаний прекратить репрессии против буддизма Нго Динь Зьем призвал народ к поддержке правительства, продолжая игнорировать религиозный аспект кризиса.
20 августа в стране было введено военное положение. В тот же день произошло наиболее масштабное событие буддийского кризиса: в ночь на 21 августа советник президента Нго Динь Ню с супругой организовали нападения на буддийские пагоды. Были задействованы силы военной полиции и специальные подразделения во главе с лично преданным Нго Динь Ню полковником Ле Куанг Тунгом. В результате ночного нападения на пагоду Са-Лой (вьетн. Xá Lợi) в Сайгоне было тяжело ранено 30 буддистов и арестовано свыше 1,4 тыс.
Жестокое подавление буддийских протестов привело к потере поддержки Нго Динь Зьема в американских политических кругах и подтолкнуло оппозицию внутри Республики Вьетнам к максимально решительным действиям. 1 ноября 1963 г. при молчаливом согласии США вьетнамские военные произвели переворот, в результате которого были убиты президент Нго Динь Зьем, его брат Нго Динь Ню, а также полковник Ле Куанг Тунг. Первая Республика Вьетнам прекратила своё существование, после чего военно-политическая ситуация на юге современного Вьетнама кардинально изменилась.