Пиньо де Беэн Пьер
Пиньо́ де Беэ́н Пьер, Пьер Жозеф Жорж Пиньо де Беэн (Pierre Joseph George Pigneau de Behaine; Ба Да Лок, вьетн. Bá Đa Lộc, от лат. Petrus) (2.11.1741, Ориньи-ан-Тьераш, ныне департамент Эна, регион О-де-Франс, Франция – 9.10.1799, Куинён, Дангчаунг, ныне Вьетнам), католический религиозный деятель, миссионер Парижского общества заграничных миссий, епископ, возглавлявший миссию в Кохинхине (в княжестве Дангчаунг, ныне Вьетнам).
Пиньо де Беэн был старшим сыном в семье, имевшей 15 детей. Получил образование в Парижском обществе заграничных миссий, там же в 1765 г. был рукоположен в сан священника, после чего отплыл в миссию своего назначения – Кохинхину. Прибыв в Дангчаунг в 1767 г., он решил поселиться в провинции Хатиен в дельте Меконга (ныне провинция Кьензянг на юге современного Вьетнама), которой в то время управлял Мак Тхьен Ты (вьетн. Mạc Thiên Tứ, кит. 鄚天賜). По происхождению Мак Тхьен Ты был китайцем, чьи предки бежали в эти земли с падением империи Мин в 1644 г. В январе 1768 г. Пиньо де Беэн был арестован за то, что дал приют некоему сиамскому принцу, против которого был настроен Мак Тхьен Ты. Пиньо де Беэн провёл два месяца в тюрьме и был вынужден всё это время носить шейную колодку весом 45 кг. После его освобождения из тюрьмы в Кохинхине начались гонения на христиан со стороны правившего там рода Нгуен, и Пиньо де Беэн вместе с 43 семинаристами миссии был вынужден бежать сначала в Малакку, затем в Пондишери (в то время французское владение в Индии). В 1771 г. (по другим данным, в 1770) он был рукоположен в сан епископа Адранского (т. е. епископа г. Адра в Сирии, ныне г. Даръа на границе с Иорданией) и апостольским викарием Кохинхины. Все эти годы Пиньо де Беэн изучал вьетнамский язык и работал над созданием «Вьетнамско-латинского словаря» с опорой на «Вьетнамско-португальско-латинский словарь» миссионера А. де Рода (впервые издан в 1651 в Риме). Позднее рукописи Пиньо де Беэна легли в основу нового «Вьетнамско-латинского словаря», составленного епископом Ж.-Л. Табером (Dictionarium Anamitico-Latinum, вышел в 1838).
В 1775 г. Пиньо де Беэн вернулся в провинцию Хатиен. В то время в миссии Кохинхины служили 11 священников-европейцев из Общества заграничных миссий и несколько вьетнамских священников. Они окормляли от 60 до 100 тыс. вьетнамских христиан. В 1778 г. Пиньо де Беэн и вьетнамские католики были вынуждены бежать от камбоджийских пиратов, захвативших Хатиен. Они укрылись в местности недалеко от Сайгона (ныне г. Хошимин), который Нгуен Ань (полное имя – Нгуен Фук Ань, вьетн. Nguyễn Phúc Ánh, 1762–1820), принц из правившего в Дангчаунге рода Нгуен и будущий император Вьетнама Зя Лонг (1802–1820), сумел отвоевать у Тэйшонов в 1777 г. в ходе гражданской войны (1771–1802). С этого времени между Нгуен Анем и епископом завязалась тесная дружба.
В 1778 г. войска Тэйшонов вновь захватили Сайгон. Пиньо де Беэн бежал, скрывшись на островах Сиамского залива. Там он написал катехизис на вьетнамском языке (на латинской письменности «куок нгы»). Чтобы переломить военную и политическую ситуацию в пользу Нгуен Аня, епископ предложил ему помощь Франции. Получив его согласие, Пиньо де Беэн отправился во Францию вместе с сыном Нгуен Аня – принцем Канем (полное имя – Нгуен Фук Кань, вьетн. Nguyễn Phúc Cảnh, 1780–1801), которому в то время было 5 лет. В апреле 1787 г. епископ прибыл во Францию (именно тогда в его фамилии появилась приставка «де», с которой было проще получить аудиенцию у короля Франции Людовика XVI). 6 мая 1787 г. в Версале состоялась эта аудиенция. Епископ убедительно изложил свою позицию, подчеркнув, что появление Франции в Индокитае может уравновесить влияние Англии в Индии и что 1,5 тыс. французских солдат будет достаточно для взятия Куинёна – главного оплота войск восставших Тэйшонов. Людовик XVI благосклонно отнёсся к аргументам епископа.
28 ноября 1787 г. между Францией и правителем Дангчаунга был подписан Версальский договор (со стороны Дангчаунга его подписал Пиньо де Беэн). Епископ вместе с принцем Канем отбыл в Пондишери. 4 октября 1788 г. Людовик XVI принял окончательное решение об отмене экспедиции французских войск в Дангчаунг. Но епископ проявил настойчивость и обратился за средствами к семье и друзьям, на которые смог купить оружие и военное снаряжение, а также арендовать несколько кораблей и договориться с 12 офицерами морского флота Франции в оказании военной помощи Нгуен Аню. 24 июля 1789 г. епископ высадился в бухте у мыса Сен-Жак (ныне г. Вунгтау) на фрегате «Медуза», предоставив всю военную помощь Нгуен Аню.
В эти годы епископ близко сошёлся с Нгуен Анем. Привилегированное положение епископа было таково, что у него была охрана из 200 вьетнамских солдат, он мог давать советы Нгуен Аню и просил информировать его о предстоящей смертной казни кого-либо. В случае заступничества епископа Нгуен Ань отменял казнь. Но епископ не забывал и свои миссионерские обязанности апостолического викария. Он продолжал работу над расширенной версией «Аннамито-латинского словаря» (опубликован в 1838, уже после его кончины). Стараниями епископа в Дангчаунг было завезено манговое дерево.
В 1799 г. епископ заболел тяжёлой формой дизентерии и после двух месяцев тяжёлой болезни скончался 9 октября 1799 г. после 29 лет апостолического служения. Кончину епископа Нгуен Ань приказал держать в тайне до взятия Куинёна. Похороны епископа были организованы по высшему разряду. Сам Нгуен Ань шёл за гробом, впереди похоронного кортежа в 12 тыс. человек, 120 боевых слонов, освещённых 100 факелами. Нгуен Ань произнёс надгробную речь, по его приказу епископу был воздвигнут погребальный мавзолей с охраной в 50 человек солдат.
Последние годы жизни Пиньо де Беэна были полны горестных раздумий и сомнений. За свою активную политическую деятельность он подвергался резкой критике со стороны миссионеров, поскольку известная инструкция, выпущенная созданной Ватиканом организацией Пропаганды распространения веры (издана ещё в начале 17 в.) запрещала миссионерам вмешательство во внутреннюю политику страны пребывания миссии. Но утешением епископу служило сознание того, что тогдашний Ватикан его поддерживал. Вместе с тем ему не удалось окрестить наследника престола – принца Каня. Дела в миссии в эти годы также оставляли желать лучшего: число вьетнамских католиков сократилось до 25 тыс. человек.
Когда французские войска захватили Сайгон в 1859 г., то нашли там заброшенную могилу Пиньо де Беэна, которую они отреставрировали. Затем по инициативе генерал-губернатора Поля Думера на рубеже 19–20 вв. в Сайгоне на кафедральной площади был поставлен памятник епископу: он был изображён в полный рост, держащим за руку мальчика – принца Каня. Ныне на этом месте стоит памятник Деве Марии. Родной дом епископа в Ориньи (ныне Ориньи-ан-Тьераш, департамент Эна, регион О-де-Франс) был превращён в музей его имени в 1914 г. (Musée Monseigneur Pigneau de Behaine).
В 1983 г. власти г. Хошимин решили эвакуировать французское кладбище и уничтожить могилу епископа, несмотря на протесты французского консула. Это произошло 1 марта 1983 г. в присутствии толпы, с трудом сдерживаемой полицией. Молотком была уничтожена надпись на надгробной плите, составленная самим императором Зя Лонгом (Нгуен Анем). Эксгумация гроба длилась два дня из-за сложности работ. Гроб был сделан из ценной породы дерева, покрыт красным лаком и позолотой. Тело епископа было кремировано, помещено в урну и через два дня отправлено во Францию на борту теплохода «Жанна д’Арк» вместе с останками французских офицеров Ф. Гарнье (1839–1873) и Э. Дудара де Лагре (1823–1868). Часть останков епископа покоится в здании Общества заграничных миссий в Париже, часть – в Ориньи в его родном поместье.