Парижское общество заграничных миссий
Пари́жское о́бщество заграни́чных ми́ссий (франц. Missions Étrangères de Paris, MEP), католическая миссионерская организация, основана в 1658 г. для отправки миссионеров в страны Азии. Начиная с 17 в. Общество направило в восточные миссии около 4,5 тыс. священников. В 1984 г. были канонизированы 10 священников Общества (европейцев), в 1988 г. – ещё 10 священников-вьетнамцев (почитаются как мученики). Несмотря на скромный личный состав миссий (менее 400 человек), Общество продолжает духовно окормлять основанные им церкви в Китае, Японии, Республике Корея, на Тайване, в Индии, в странах Юго-Восточной Азии и др. Семинария Общества остаётся важным центром подготовки студентов-священников из стран Азии.
История создания
К середине 17 в. католические миссионеры проповедовали во многих странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, в том числе во вьетнамских княжествах Дангнгоай и Дангчаунг, в Камбодже, Лаосе, Сиаме, на о. Хайнань и в Макао, где базировалось руководство миссий. С ростом числа христиан встали вопросы об увеличении количества миссионеров и создании корпуса местного духовенства. Решение этих вопросов находилось в компетенции Ватикана. В 1649 г. руководство миссии Макао направило в Рим французского миссионера-иезуита А. де Рода, чтобы тот ходатайствовал перед Святым Престолом об учреждении в Дангчаунге и Дангнгоае епископата (семинария в то время уже готовила катехистов, которые могли бы приступить к священнической службе). Во избежание столкновения интересов Франции и Португалии в Азии, де Род предложил назначать миссионеров самому папе Римскому, с титулом in partibus infidelium («в стране неверных»), чтобы они отправлялись в миссии напрямую из Ватикана, а не через Лиссабон, и обладали свободой действия в миссиях.
Еще в 1622 г. папа Григорий XV учредил Конгрегацию пропаганды веры для координации усилий по распространению католицизма. В 1627 г. в Риме был открыт Колледж Конгрегации (Папский Урбанианский колледж пропаганды веры, лат. Pontificio Collegio Urbano de Propaganda Fide), предназначенный для подготовки в священники кандидатов, прибывших из восточных миссий. В 1630 г. Конгрегация выпустила всеобщую инструкцию о необходимости создания местного духовенства в странах Востока. Тогда же была введена должность апостольских викариев для миссий в странах Востока. Эта должность позволила посвящать в духовный сан местных жителей на Востоке, а также в протестантских странах Европы.
Избежать конфликта с королём Португалии не удалось: в 1633 и 1638 гг. миссионер – посланец Конгрегации не был признан в португальской колонии Гоа, поскольку не был утверждён в канцеляриях Лиссабона. В 1644 г. он был вынужден вернуться в Европу, чтобы избежать ареста. Этот конфликт был всё ещё в разгаре, когда де Род прибыл в Рим в 1650 г. Папа Иннокентий Х предложил ему искать подходящие кандидатуры миссионеров для отправки в Азию на его родине – во Франции.
В 1652 г. в Париже де Род собрал со всех концов Франции 20 человек из ордена иезуитов, включая Ф. Паллю и П. Л. де ла Мотта, которые согласились отправиться во вьетнамские миссии в качестве апостольских викариев. В 1658 г. на улице дю Бак в VII округе Парижа было основано Парижское общество заграничных миссий и семинария при Обществе, действующие и ныне.
Главной задачей Общества было планомерное создание корпуса национального духовенства с полным составом церковных чинов – епископата, священства и диаконата. Специальная инструкция папы предписывала необходимые условия для местных священников: знание латинского языка, канона мессы и главных формулировок церковных таинств. Другие молитвы могли совершаться на восточных языках, которым обучались, в свою очередь, европейские миссионеры. Кроме того, миссионерам предписывалось не вмешиваться в политические дела в тех странах, где находились миссии, а также не принуждать их население к изменению обычаев и нравов, если они напрямую не противоречат христианству.
Инициатива де Рода была поддержана высшей французской аристократией, начали поступать средства. Сам король Людовик XIV заинтересовался предложением де Рода, считая, что появление Франции в лице её священников в «Восточных Индиях» будет способствовать её возвеличиванию и укреплению её могущества. Влиятельная французская католическая Ассоциация Святого Причастия выделила крупную сумму на создание во Вьетнаме епископата. Для их отправки в Азию на верфях Нидерландов был построен специальный корабль. Миссионеров сопровождали люди светских профессий: врачи, художники, музыканты.
География деятельности Общества
Деятельность Парижского общества заграничных миссий, помимо вьетнамских княжеств, охватывала Сиам и Камбоджу. Важной датой в истории распространения католицизма на Востоке стал 1696 г.: папа Римский Иннокентий XII создал апостольские викариаты в нескольких провинциях Цинского Китая. Их возглавляли епископы (в основном французы), получившие богословское образование и назначение не только в Парижском обществе заграничных миссий, но и в других семинариях различных монашеских орденов (иезуитов, доминиканцев, францисканцев, августинцев).
В 1776 г. Святой Престол обратился к священникам Общества с просьбой заменить иезуитов на юге Индии. В 1831 г. папа Григорий XVI доверил Обществу служение в Корее и Японии, в 1838 г. – в Маньчжурии, в 1841 г. – в Малайзии, в 1846 г. – в Тибете и Ассаме. В 1849 г. Общество получило в своё ведение от папы Пия IX ещё 3 провинции Китая, а в 1856 г. – Бирму. Наконец, в 1952 г. папа Пий XII попросил Общество взять на себя заботы о новой епархии на Тайване.
Во 2-й половине 20 в. европейские миссионеры были высланы из Китая, Бирмы, Вьетнама, Камбоджи, Лаоса. Многих из них отправились в Индонезию, на Мадагаскар, на Маврикий, в Новую Каледонию.
Архивы Общества
Корреспонденция из восточных миссий Общества направлялась в Париж и Рим. В архиве Общества сохранилось множество документов, в первую очередь письма и дневники миссий, свидетельствующие о состоянии дел в миссиях, об успехах евангелизации и о различных местных проблемах, в частности об отношениях с местными властями и другими католическими орденами. Кроме того, составлялись обзорные труды – «Описания» («Relation»). Существует также дополнительная серия документов: корреспонденция с прокуратурой Рима и с Конгрегацией пропаганды веры.
В конце 19 – начале 20 вв. историк-документалист Общества, священник А. Лоней (1853–1927) проделал грандиозную работу по систематизации архивных фондов Общества. Он составил аналитические таблицы, указатели, издал множество книг по истории отдельных миссии и Общества в целом.