Ивановский Владимир Викторович
Ивано́вский Влади́мир Ви́кторович [8(21).6.1912, Курск – 26.3.2004, Москва], российский певец (тенор), народный артист РСФСР (1959).
Сын священника, преподавателя духовной семинарии. После средней школы окончил курсы электромонтёров (1930). Во время учёбы работал помощником киномеханика в курском клубе железнодорожников (бывшее здание Дворянского собрания), где в 1928 г. его пение услышал баритон Н. А. Шевелёв и посоветовал ему профессионально заниматься вокалом. В 1930–1932 гг., после переезда семьи в Москву, работал старшим электроосветителем на кинофабрике «Межрабпомфильм», в 1932–1935 гг. – киномехаником в Московском клубе речников. Принял участие во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности работников речного транспорта (в феврале 1935), после чего получил направление в Московское театрально-музыкальное училище имени А. К. Глазунова (с 1948 в составе ГИТИСа) и специальную стипендию Центрального комитета профсоюза работников речного транспорта. В 1940 г. окончил училище (класс Д. Б. Белявской), на выпускном экзамене пел партию Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно).
В 1940–1947, 1949–1952 гг. солист ленинградского Государственного театра оперы и балета. Среди исполненных здесь ведущих партий: Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Андрей и Герман («Мазепа» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Самозванец («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Гвидон и Михайло Туча («Сказка о царе Салтане» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Павка («Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1951), Рауль («Гугеноты» Дж. Мейербера), Хозе («Кармен» Ж. Бизе). В начале Великой Отечественной войны был командирован в Ансамбль песни и пляски Балтийского флота, с которым за время блокады Ленинграда дал около 1000 концертов для частей береговой обороны Балтфлота; работал также в театре Балтфлота.
В 1947–1949 гг. солист Оперной студии при Ленинградской консерватории; в эти годы принимал участие в организованном Ленинградской филармонией концертном исполнении опер, в частности, пел партии Дон Жуана («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Паоло («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова).
В 1951 г. дебютировал в московском Большом театре в партии Германа («Пиковая дама» П. И. Чайковского). В 1952–1970 гг. солист Большого театра. Среди партий, исполненных здесь: Андрей («Мазепа» Чайковского), Йонтек («Галька» С. Монюшко; обе – 1952), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Щепин-Ростовский («Декабристы» Ю. А. Шапорина), Андрей Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского; все – 1953), Флорестан («Фиделио» Л. ван Бетховена, 1954), Знобов («Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского, 1955), Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского, 1956), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло, 1957), Княжич («Чародейка» П. И. Чайковского, 1958), Гвидон («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова), Банк бан (одноимённая опера Ф. Эркеля; обе – 1959), Голицын («Хованщина» Мусоргского), Лыков («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского; все – 1962), Дон Карлос (одноимённая опера Дж. Верди, 1963), Масальский («Октябрь» В. И. Мурадели, 1964, 1-й исполнитель), Садко (одноимённая опера Римского-Корсакова, 1965), Всеволод («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, 1966), Шуйский («Борис Годунов» Мусоргского, 1967).
В 1969–1974 гг. заведующий оперной труппой, в 1974–2002 гг. старший инспектор репертуарно-творческого отдела Большого театра.
Обладал лирико-драматическим тенором мягкого тембра, свободно звучащим во всех регистрах. Профессионализм, природная музыкальность и выразительная сценическая внешность быстро принесли Ивановскому признание как в Ленинграде, так и в Москве. Одним из самых ярких сценических достижений певца стала партия Германа, которую только в Большом театре он исполнил свыше 200 раз. В 1956 г. М. П. Максакова выбрала Ивановского партнёром для своего последнего спектакля на сцене Большого театра («Кармен» Ж. Бизе). Большой удачей артиста стало выступление в партии Самозванца на сцене театра «Ла Скала» во время гастролей Большого театра в 1964 г.
В концертах исполнял арии из опер, романсы и песни А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. Монюшко, Дж. Пуччини, Ф. Галеви, С. В. Рахманинова, Р. Шумана, Э. Грига, Ф. Эркеля, Ю. А. Шапорина, З. А. Левиной. Пел сольные партии в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена, Реквиеме Дж. Верди, поэме «Колокола» Рахманинова, в симфонии-кантате «На поле Куликовом», в ораториях «Сказание о битве за Русскую землю» Ю. А. Шапорина и «Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича.
Среди записей с его участием: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Самозванец, 1962, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Всеволод, дирижёр С. А. Самосуд, по трансляции из Большого зала Московской консерватории 19 января 1955; дирижёр В. В. Небольсин, 1956) и «Сказка о царе Салтане» (Гвидон, дирижёр Небольсин, 1958) Н. А. Римского-Корсакова, «Декабристы» Ю. А. Шапорина (Щепин-Ростовский, дирижёр Мелик-Пашаев, 1954), «Нижегородцы» Э. Ф. Направника (Куратов, дирижёр С. В. Ельцин, 1950, фрагменты), «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1951, фрагменты), «Джалиль» Н. Г. Жиганова (Муса Джалиль, 1958; обе – дирижёр Б. Э. Хайкин); радиомонтажи оперетт «Цыганская любовь» Ф. Легара (Сандор, дирижёр А. М. Ковалёв, 1955), «Вице-адмирал» К. Миллёкера (Генрих, 1956), «Продавец птиц» К. Целлера (1957; обе – дирижёр Г. А. Столяров); Реквием Дж. Верди (дирижёр Мелик-Пашаев, 1960; дирижёр И. Маркевич, 1961), Симфония № 9 Л. ван Бетховена (дирижёр А. В. Гаук, 1957), «Сказание о битве за Русскую землю» (1966), «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина (1969; обе – дирижёр Е. Ф. Светланов), «Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича (дирижёр А. А. Юрлов, 1968); сцены, арии и дуэты из опер «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Фиделио» Бетховена, «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Кармен» Ж. Бизе, «Галька» С. Монюшко, «Аида» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонкавалло; романсы, песни. Издана сольная грампластинка «В. Ивановский: Арии» («Мелодия», 1976).
Снялся в кинофильме «Ты мой восторг, моё мученье» (камео, режиссёр Ю. А. Рогов, 1983), в документальном фильме «Чайковский» (Герман в сцене из оперы «Пиковая дама», режиссёр Я. Л. Миримов, 1958).
Автор статей в газете Большого театра «Советский артист». Певцу посвятили статьи А. П. Иванов, Н. Д. Шпиллер, И. И. Петров, В. А. Атлантов.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1972), орденом Отечественной войны 2-й степени (1985, 1988).