Пильняк Борис Андреевич
Пильня́к Бори́с Андре́евич (настоящая фамилия Вогау) [29.9(11.10).1894, Можайск, Московская губерния – 21.4.1938, полигон «Коммунарка», близ Москвы], русский прозаик.
Отец – из поволжских немцев, земский ветеринарный врач; мать из купеческой семьи. Детство и юность прошли в Саратове, Богородске (с 1930 Ногинск), Нижнем Новгороде, Коломне. В 1913 г. поступил на экономическое отделение Московского института народного хозяйства имени К. Маркса, которое окончил в 1920 г. В 1922–1923 гг. посетил Германию и Великобританию. С 1924 г. жил в Москве. Во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х гг. совершил несколько поездок на Ближний Восток, в Китай, Японию, США.
Печатался с 1909 г., с 1915 г. – под псевдонимом по названию хутора Пильнянка в Харьковской губернии, где жил у своего дяди по материнской линии, живописца А. И. Савинова. Первый сборник рассказов «С последним пароходом» (1918) Пильняк считал очень слабым, однако два рассказа из него – «Над оврагом» и «Смерть» – впоследствии включал во многие другие издания. В 1920 г. вышел сборник рассказов «Быльё» (1920) – одна из наиболее ранних попыток запечатлеть быт революционной эпохи. Известность принёс роман «Голый год» (1922), показавший революцию как противоборство стихийного и рационального начал; в нём в полной мере проявилась новая художественная манера Пильняка – его орнаментальный стиль, сложившийся под влиянием прозы Андрея Белого, А. М. Ремизова, Е. И. Замятина. Характерными признаками орнаментализма Пильняка, призванного передать суть взорванного революцией привычного миропорядка, стали: «монтажный» принцип соединения различных фрагментов повествования; временны́е, тематические и стилистические сдвиги; смена точек зрения; разного рода повторы; цитаты из документальных источников, своих и чужих произведений; намеренное нарушение правил синтаксиса. Жизни русской провинции в революционные годы посвящены повести «Метель», «Иван-да-Марья» (обе 1922), «Третья столица» (1923), «Мать сыра-земля» (1925) и др. Дикая стихия деревенского быта, приходящая в столкновение с новой, машинизированной жизнью, за которой будущее, но которая не может не вызывать опасений, – в центре романа «Машины и волки» (1925).
Произведения широко издавались, хотя и подвергались критике за идеологические ошибки, формалистические приёмы, грубый натурализм и эротику. Нападки официальной критики вызвала и напечатанная в журнале «Новый мир» (1926, № 5) «Повесть непогашенной луны» – о командарме, «зарезанном» на операционном столе, в основу которой легли слухи о насильственной смерти М. В. Фрунзе (тираж журнала был изъят из продажи). Публикация повести «Красное дерево» (Берлин, 1929) о жизни маленького российского городка в послереволюционные годы была воспринята как «пасквиль на советскую действительность» и повлекла за собой широкомасштабную травлю Пильняка; он был исключён из Российской ассоциации пролетарских писателей, покинул пост председателя Всероссийского союза писателей.
Среди других произведений: отразившие впечатления от поездок по зарубежным странам «Рассказ о ключах и глине» (1926), книга очерков «Корни японского солнца» (1927), «Китайская повесть» (1928), «О’кей. Американский роман» (1933); романы «Волга впадает в Каспийское море» (1930; в который включена в переработанном виде повесть «Красное дерево») о строительстве канала Москва – Волга; «Созревание плодов» (1936), «Соляной амбар» (автобиографический; создан в 1937; частично опубликован в 1964, полностью опубликован в 1990).
В 1937 г. репрессирован; в 1938 г. расстрелян. Реабилитирован 28 ноября 1956 г.