«Омское правительство»
«О́мское прави́тельство» (Совет министров Российского правительства, Правительство А. В. Колчака), распространённое в литературе наименование одного из правительств Белого движения, претендовавшего на всероссийскую власть в Гражданскую войну 1917–1922 гг. Образовано в Омске 18 ноября 1918 г., в день военного переворота, в результате которого была свергнута Уфимская директория. Провозгласило адмирала А. В. Колчака Верховным правителем России. В период наибольшего продвижения армий Колчака распространяло власть на Сибирь, Дальний Восток и значительную часть территории Урала: её верховенство признали Временное правительство Северной области (30 апреля 1919), главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России генерал-лейтенант А. И. Деникин (12 июня 1919), а также генерал от инфантерии Н. Н. Юденич, который 10 июня 1919 г. назначен Колчаком главнокомандующим Северо-Западной армией.
Состав и особенности функционирования «Омского правительства»
Состояло из членов Совета министров Уфимской директории, содействовавших перевороту, совершённому в пользу А. В. Колчака (большинство из них были связаны в прошлом с движением сибирского областничества, входили во Временное Сибирское правительство); среди них – бывшие правые социалисты, перешедшие на более консервативные позиции, члены Конституционно-демократической партии и монархисты. В разное время включало в себя: И. А. Михайлова (министр финансов), Ю. В. Ключникова и И. И. Сукина (управляющие министерством иностранных дел), С. С. Старынкевича (министр юстиции), А. Н. Гаттенбергера и В. Н. Пепеляева (министры внутренних дел), В. В. Сапожникова (министр народного просвещения), И. И. Серебренникова (министр снабжения), Л. И. Шумиловского (министр труда), генерал-майоров Н. А. Степанова и Д. А. Лебедева, генерал-лейтенанта барона А. П. Будберга (военные министры), Г. Г. Тельберга и Г. К. Гинса (управляющие делами «Омского правительства») и др.; председатель – П. В. Вологодский (ноябрь 1918 – ноябрь 1919).
Постановлением от 24 декабря 1918 г. образовало в качестве высшей судебной инстанции Правительствующий сенат, куда входили бывшие сенаторы Российской империи и иные лица. При правительстве действовало Государственное экономическое совещание из представителей министерств, промышленных предприятий, банков, профсоюзов, кооперации и земств, обсуждавшее экономическую политику.
Имело президиум, игравший ведущую политическую роль при А. В. Колчаке зимой – летом 1919 г. – Совет Верховного правителя («Звёздная палата»; учреждён 21 ноября 1918) в составе председателя правительства П. В. Вологодского, министров Д. А. Лебедева, И. А. Михайлова, И. И. Сукина, Г. К. Гинса, Г. Г. Тельберга, В. Н. Пепеляева, а также начальников личных канцелярии (генерал-майор А. А. Мартьянов) и охраны (ротмистр А. Н. Удинцов) Колчака. «Звёздная палата» стала оплотом влияния Михайлова и его сторонников, которые отодвинули более известных и опытных политиков из «Омского правительства» на второй план. Борьба за влияние на Колчака способствовала развитию политических интриг в «Омском правительстве». Возвышение президиума обострило конфликты внутри самого правительства, в итоге министры из областнических кругов и ведущие либеральные политики (Ю. В. Ключников, И. И. Серебренников, В. В. Сапожников и др.) в конце 1918 – весной 1919 гг. вышли в отставку. В конце лета 1919 г. Совет Верховного правителя распался вследствие отставки Михайлова и Тельберга, последовавшей вслед за резким протестом ряда министров против их политических шагов, предпринятых без согласования с «Омским правительством».
Деятельность «Омского правительства»
Политическое влияние «Омского правительства» было ограниченным. Согласно принятому им же Положению о временном устройстве государственной власти в России от 18 ноября 1918 г., оно рассматривало проекты законов и указов, затем поступавшие на утверждение Верховного правителя, однако одновременно предоставило А. В. Колчаку право принимать чрезвычайные постановления без предварительного согласования с министрами, чем он широко пользовался.
Политические и социально-экономические мероприятия
В своих декларациях заявляло о поддержке законности и демократических принципов, о намерении передать власть будущему Национальному учредительному собранию, которое предполагалось созвать на основе всеобщих равных и тайных выборов после победы над большевиками. Продолжило начатое при Западно-Сибирском комиссариате и Временном Сибирском правительстве восстановление деятельности демократически избранных городских дум и земств (в некоторых местах в Сибири создавались впервые), но ограничило их компетенцию по сравнению с правами, данными им Временным правительством после Февральской революции 1917 г. Изменило систему выборов в органы городского самоуправления с целью ослабить представительство левых партий: ввело годичный ценз оседлости избирателей, а их минимальный возраст повысило до 21 года (законопроект утверждён А. В. Колчаком 2 февраля 1919). Отвечало за формирование милиции, надзор за землепользованием и др.
Стремилось поддерживать индивидуальное крестьянское землевладение в противовес общинному. Предоставило крестьянам право собрать урожай с захваченных ими в 1917–1918 гг. земель (8 апреля 1919), за исключением урожая с земель хуторян и отрубников, который обязало немедленно возвратить владельцам. Объявило, что новые самовольные земельные захваты недопустимы. Подтвердило право промышленных рабочих на медицинское страхование, готовило законопроект о 8-часовом рабочем дне.
Не признало независимость национальных окраин бывшей Российской империи, оставив вопрос об их статусе на усмотрение Национального учредительного собрания.
Весной 1919 г. союзные «Омскому правительству» государства отказались предоставлять ему финансовую помощь в кредит, поэтому оно стало использовать для расчётов золотой запас Российской империи, оказавшийся в его распоряжении (в мае – сентябре 1919 французскому, британскому и японскому правительствам продано золота на общую сумму 68,3 млн руб., золото на сумму 126,8 млн руб. было депонировано в зарубежных банках в обмен на кредиты и поставки вооружения).
С политикой «Омского правительства» и его демократическими заявлениями зачастую вступала в противоречие деятельность военных властей в объявленных на военном положении районах, которые игнорировали распоряжения этого органа власти, часто применяли репрессии против профсоюзов, земств и др.
Внешнеполитические связи и военно-политические мероприятия
«Омское правительство» признало внешние долги и договорные обязательства Российской империи и Временного правительства (21 ноября 1918). Получало военную и финансовую помощь от стран Антанты, однако не смогло добиться от них активной поддержки в борьбе с большевиками.
Чехословацкий корпус в начале 1919 г. отошёл в тыл и по распоряжению главнокомандующего союзными войсками в Сибири и на Дальнем Востоке М. Жанена охранял Транссибирскую железную дорогу, являвшуюся главной магистралью для «Омского правительства». Американские и японские войска в Сибири и на Дальнем Востоке (самые крупные контингенты стран Антанты на Востоке России) в боевых действиях против Рабоче-Крестьянской Красной Армии не участвовали, а деятельность японских войск (72 тыс. человек к ноябрю 1918) фактически ослабляла «Омское правительство». В частности, японские войска взяли под свой контроль Китайско-Восточную железную дорогу, оказывали поддержку атаману Г. М. Семёнову, который в районе Читы грабил военные грузы «Омского правительства», а в сентябре 1919 г. захватил груз золота на сумму 42,2 млн руб.
В октябре 1918 – октябре 1919 гг. «Омское правительство» получило около 100 тыс. т оружия, снаряжения, военных материалов и обмундирования из Великобритании (к марту 1919 поставлены обмундирование на 200 тыс. солдат, 142 полевых орудия, 52 гаубицы, 550 пулемётов и 1 млн гранат), зимой 1918/1919 г. – несколько партий вооружения из Франции (900 пулемётов, 126 самолётов, 70 автомобилей) и США (200 тыс. винтовок). Однако союзные страны постепенно сокращали помощь «Омскому правительству» в связи как с внутренними трудностями, так и с окончанием Первой мировой войны 1914–1918 гг., больше не рассматривая Белое движение в качестве союзника в войне с Германией.
Под влиянием военных успехов армий А. В. Колчака Великобритания, Франция, США, Япония и Италия в обращении к нему от 26 мая 1919 г. выразили готовность предоставить «Омскому правительству» дипломатическое признание в случае подтверждения демократичности его курса, но последовавшие военные поражения Колчака положили конец дальнейшим переговорам.
Самоликвидация и судьба членов «Омского правительства»
Осенью 1919 г. вследствие военных поражений армий А. В. Колчака «Омское правительство» переехало в Иркутск, где его 22 ноября возглавил В. Н. Пепеляев, а 23 ноября сменилось большинство министров.
Прекратило существовать 5 января 1920 г., на следующий день после объявления А. В. Колчака о своей отставке. Большинство министров бежали в Харбин; В. Н. Пепеляев был арестован в Иркутске и 7 февраля 1920 г. казнён вместе с бывшим Верховным правителем по постановлению большевистского Иркутского военно-революционного комитета. Ещё 23 министра и сотрудника «Омского правительства», оставшиеся в Советской России, предстали в Омске перед судом Чрезвычайного революционного трибунала при Сибирском революционном комитете, большинство из них были осуждены к различным срокам заключения, трое (Л. И. Шумиловский и вошедшие в «Омское правительство» в конце 1919 А. М. Ларионов и А. А. Червен-Водали), а также глава Русского бюро печати при «Омском правительстве» А. К. Клафтон расстреляны.