История ветеринарии
Исто́рия ветерина́рии, наука, изучающая возникновение и развитие ветеринарии, организацию ветеринарного дела, её достижения в деле предупреждения болезней животных и их лечения, выпуска полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (зоонозы). Различают общую и частную историю ветеринарии. Первая изучает закономерности появления, становления и развития ветеринарной науки и практики, вторая – историю отдельных ветеринарных наук, направлений (анатомии, физиологии животных, эпизоотологии, паразитологии, фармакологии и др.), ветеринарных обществ, съездов, жизнь и деятельность отдельных научных, педагогических, общественных деятелей.
Ветеринария в 4–3-м тыс. до н. э.
Элементы врачевания домашних животных появились прежде всего в пастушеских племенах. Первые скотоводы оказывали помощь животным при травмах и родах. Длительные наблюдения помогли людям обнаружить и применить некоторые растения, обладающие целебными свойствами. Так появились т. н. народные лечебные средства. Пастушеские народы использовали для лечения животных понтийский абсинтий (полынь), понтийский ирный и заячий корень, понтийскую шандру, бобровую струю. По сообщениям древних греков (Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 1. Санкт-Петербург, 1890), скифы и сарматы давали лошадям, неохотно идущим в случку, растение сатирион. Cкифы ездили верхом на жеребых кобылах, когда замечали у них сильное движение плода, этим, по их мнению, облегчались роды. По сообщению греческого географа и историка Страбона, народы Северного Причерноморья кастрировали жеребцов, чтобы сделать их более спокойными и послушными. Человек учился распознавать питательные, лечебные и вредные свойства растений. Накопились знания о слабительных и рвотных средствах, противоядиях.
Исследования костных останков животных и людей показывают, что в глубокой древности одни и те же болезни поражали людей и животных, которые часто пытались лечить одинаковыми средствами. Таким образом, врачевание больных людей и животных развивалось параллельным путём и на протяжении большого исторического периода профессионально не разграничивалось.
На бо́льшую часть древних лечебных приёмов и средств наложен отпечаток фантастических представлений о мире. В связи с этим в ветеринарии, как и в медицине, сложилась система «лечения» больных путём борьбы со злыми духами (демонами, бесами и т. п.). Об этом свидетельствуют сохранившиеся обозначения болезней и симптомов – лихоманка, грызь, чирей, огненный прострел и др. Появились методы борьбы с болезнями путём использования амулетов, заговоров, заклинаний, которые должны были предохранять человека и животных от проникновения в их тело злых духов. Отдельные люди стали заниматься примитивным врачеванием. С возникновением первобытных служителей культа – жрецов произошло слияние функций жрецов и целителей, что совпало с периодом формирования религий.
Религиозные деятели стали рассматривать болезни как следствие гнева богов. Примитивная ветеринария продолжала развиваться.
Народная ветеринария (скотолечение) возникла, когда человек стал приручать и одомашнивать диких животных отдельных видов. Развитию народной ветеринарии, как и медицины, способствовало возникновение гончарного производства и появление глиняной посуды, что дало возможность не только варить и хранить пищу, но и готовить лекарства (снадобья) для лечения больных людей и домашних животных.
В 4–3 тыс. до н. э. ветеринария приняла жреческий, храмовый облик, уровень общественного развития обусловил появление профессиональной ветеринарии, врачей-профессионалов. Свою подготовку врачи-профессионалы получали в семье, первоначально они лечили людей и животных, позже появились врачи, которые лечили только животных. Создание письменности обусловило появление специальных текстов по ветеринарии.
Древнейшие сведения о лечении животных и ветеринарных знаниях эпохи рабовладельческого общества относятся к 4-му тыс. до н. э. Ветеринарный папирус, найденный в Кахуне (Египет) и переведённый советским учёным В. В. Струве в 1889 г., содержит трактат о четырёх болезнях: парше птиц, бешенстве животных, чуме рогатого скота («нефт») и заболевании рогатого скота «шац», значение которого не расшифровано.
В 3-м тыс. до н. э. в Египте существовало своеобразное высшее учебное заведение «Дом жизни», в котором наряду с другими науками преподавалась и ветеринария. Специальную подготовку юноши получали при храмах Гелиополя (Гелиополиса), Саиса, Мемфиса и Фив. Египтяне достигли крупных успехов во врачевании животных. В стране существовали специалисты по лечению каждого отдельного вида животных. Сохранились фрагменты лечебника для домашних животных, относящегося к Среднему царству (между 3000 и 1600 до н. э.). Концом этого периода датируется справочник, содержащий 300 названий масел, птиц, животных, растений и сокращённое обозначение многих видов скота. Среди документов Нового царства (16–12 вв. до н. э.) обнаружено несколько лечебников. Один из них, содержащий наряду с описанием причудливых колдовских средств вполне рациональные, представляет собой свиток длиной в 20 м. Он включает подробное описание кровообращения у некоторых видов животных. От того же времени сохранилась часть рукописи о лечении ран у домашних животных и людей.
Очагами развития ветеринарии в древности были также государства долины Тигра и Евфрата (Месопотамия), Шумер и Аккад (3-е тыс. до н. э.), где природные условия способствовали развитию скотоводства.
Ветеринария в 3–2-м тысячелетии до н. э.
В 3–2-м тыс. до н. э. накопились основательные знания по ветеринарии в Вавилоне. Там издревле находили связь эпизоотий с эпидемиями. Анатомия животных была развита слабо, и при определении симптомов для постановки диагноза выделяли лишь главные органы – сердце, желудок, лёгкие. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которого использовали различные, порой очень сложные, лекарства. В Вавилоне были известны компрессы, массажи и промывания. На широкое использование воды и масла указывает то, что слово «врач» (в т. ч. и ветеринарный) в буквальном переводе означает «знающий воду» или «знающий масло».
Древневавилонская ветеринария тесным образом переплеталась с религиозными верованиями. Для борьбы с болезнями жрецы прибегали к помощи бога Нинурты и его супруги богини Гулы, которая «оживляла мёртвого». Покровителем медицины и ветеринарии считался «владыка врача» бог Ниназу и его сын бог Нингишзида, символ которого – змея, обвивающая жезл, частично сохранился в качестве эмблемы ветеринарии до наших дней.
Важнейшим из памятников вавилонской истории и культуры является кодекс законов Хаммурапи – клинопись на базальтовом камне (18 в. до н. э.).
В знаменитой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (7 в. до н. э.) в числе других надписей и литературных материалов сохранились тексты по ветеринарии. В кодексе Хаммурапи упоминаются отдельно врачи-ветеринары. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, из описания которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума рогатого скота, бешенство животных. Было известно также, что отдельные болезни передаются от одного животного другому. Для борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, сжигали животноводческие постройки, закрывали границы государства. Бешеных животных держали на цепи во дворах и потом убивали.
У индийцев, как и у других народов Древнего Востока древнейшие указания на врачевание болезней животных содержатся в религиозных сборниках Вед, в частности в гимнах Ригведы и Атхарваведы (3–2-е тыс. до н. э.). С течением времени древний знахарь («бхишадж» – «изгоняющий бесов») постепенно превращается во врача-целителя. В Индии ветеринары принадлежали к высшему медицинскому сословию – Vaidya. В книгах Вед описаны болезни, подобные сибирской язве, бешенству животных, некоторым гельминтозам и кровопаразитарным болезням животных. Появление заразных болезней среди грызунов связывается в этих источниках с появлением эпидемий чумы людей.
В Древнем Китае лечением людей и домашних животных также сначала занимались одни и те же люди. В Чжоуских ритуалах (11–7 вв. до н. э.) ветеринария упоминается как раздел врачевания. Ряд источников свидетельствует о применении иглоукалывания для лечения домашних животных. Элементы ветеринарных знаний содержат тибетские источники (7–6 вв. до н. э.). В труде тибетского врача Джу-Ши (Чжуд-Ши) предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались меры профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитёра.
В иранском каноне «Авесте» (9 в. до н. э. – 3 в.) содержится материал по ветеринарии. Там рассказывается о ветеринарах, которые лечили собак. Врачи должны были лечить животных такими же лекарствами, какими они лечили и богатых людей. Ветеринары в Иране вели упорную борьбу с бешенством, имевшим самое широкое распространение среди собак и мелкого рогатого скота.
На территории Древней Палестины ветеринария имела ярко выраженное профилактическое направление. В свод законов были включены подробно разработанные правила об употреблении в пищу животных и способах их убоя, о мерах пресечения эпизоотических болезней путём карантинирования и убоя больных животных. Древним евреям известна была операция кастрации животных.
Древняя Греция и Древний Рим
В Древней Греции лечением животных занимались т. н. гиппиатры, или иппиатры (от греч. ἵππος – лошадь и ἰατρός – врач); под флагом главным образом гиппиатрики (учение о лечении лошадей) и шло развитие ветеринарии в греческую и римскую эпохи и далее через средние века, вплоть до начала 18 в. Греки оставили большое количество работ по ветеринарной медицине (заразные болезни, хирургия, терапия), написанных разными авторами (Марк Теренций Варрон, Луций Юний Модерат Колумелла и др.). Большинство из них было собрано в 10 в. неизвестным автором в одно сочинение под названием «Гиппиатрика». Из 420 статей, содержащихся в этом сочинении, 121 принадлежит наиболее известному из греческих иппиатров Апсирту (Apsyrtos) (4 в.), бывшему ветеринаром при римском войске во время похода на скифов и сарматов (319–321). Последователь Апсирта иппиатор Пелагоний (Pelagonius) (2-я половина 4 в.) в своём «Ветеринарном искусстве» («Ars veterinaria») детально изложил причины болезней и способы лечения животных при некоторых незаразных болезнях и отравлениях.
Греческие иппиатры, как и врачи, руководствовались в своей деятельности учением Гиппократа, которому принадлежит старейшая теория происхождения болезней у человека и у животных. Гиппократ указывал, что надо лечить больного, а не болезнь, т. е. принимать во внимание индивидуальные особенности больного, среду, режим и данные болезни. Основной его принцип в лечении – следовать природе и, если сама природа не даёт исцеления, прибегать к специальным лечебным мерам.
В Древнем Риме лечением животных занимались профессионально, болезни животных наносили большой экономический ущерб. Сущность представлений о болезнях животных и меры борьбы с ними римляне-ветеринары заимствовали главным образом из Греции. Один из древних римских трудов по ветеринарии – «Земледелие»; его автор – Катон Старший (234–179 до н. э.). Начиная с 1 в. в римской армии на постоянной основе работали ветеринары, задача которых состояла в обслуживании войсковых животных.
Средние века
В немногочисленных учебных заведениях Европы раннего и развитого Средневековья (5–17 вв.) ветеринария как отдельная дисциплина не преподавалась, а лечением домашних животных занимались все, так или иначе имевшие с ними дело. Эпизоотические болезни наносили огромный ущерб животноводству. Сочинения по ветеринарии в этот период были очень немногочисленны. Итальянцу шталмейстеру Джордано Руффо (1200–1256) принадлежит трактат о лечении лошадей «О медицине лошадей» (1250). В 1256 г. в книге «О животных» Альберт Великий описал несколько болезней животных.
В арабском мире (от Испании до Средней Азии) развитие ветеринарии происходило интенсивнее, чем в других странах. Арабы сохранили и частично перевели сочинения греческих и римских авторов. Абу Бакру аль-Мундиру аль-Байтару (13 в.) принадлежит трактат по иппологии и иппиатрии, в котором содержится значительный материал по ветеринарной медицине, накопленный арабами за предшествующее время; он разработал также правила профессиональной этики ветеринаров.
В связи с развитием в Западной Европе капиталистических форм сельского хозяйства, расширением торговли, ростом поголовья потребовались специальные знания по ветеринарии. На английский, французский и немецкий языки были переведены работы римских и греческих авторов по ветеринарии, сохранившиеся в некоторых монастырях. Значительная литература по ветеринарии создана в Средние века в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Индии и Китае.
Новое время
Опустошительные эпизоотии, главным образом чумы рогатого скота, свирепствовавшее в Европе в 14–18 вв., показали, что для борьбы с болезнями животных должны быть подготовлены специалисты; научный материал, накопившийся за века, был уже достаточен для преподавания. В Лионе французскому учёному-ветеринару К. Буржела (1712–1779) удалось в 1761 г. открыть первую в Европе ветеринарную школу. В 1765 г., уже по поручению правительства, он открыл вторую школу в г. Альфор (ныне Мезон-Альфор) около Парижа. Его ученики, стекавшиеся к нему из всех стран Европы, стали вскоре основателями Ветеринарных школ у себя на родине: в Копенгагене (1773), Вене (1775), Дрездене (1776), Ганновере (1778), Будапеште (1787), Берлине и Мюнхене (1790), Лондоне и Милане (1791), Мадриде (1793), Болонье (1802).
Во время буржуазной Английской революции 17 в., а позднее Французской революции 18 в. расширялись торговые связи внутри и между странами и, как следствие, распространялись эпизоотические болезни, что дало толчок развитию ветеринарии.
С открытием ветеринарных школ круг объектов изучения в области ветеринарной патологии значительно расширился; наряду с гиппологией, ветеринарные школы ставят своей задачей изучение патологии домашних животных, уделяя особое место патологии заразных болезней крупного рогатого скота, в особенности после свирепствовавших в Западной Европе чумы и повального воспаления лёгких.
Крупным для своего времени достижением явилось открытие в 1852 г. Л. Виллемсом (Бельгия) предохранительных прививок, сыгравших большую роль в ликвидации перипневмонии в большинстве государств Европы. Сделанные после внедрения в практику микроскопии открытия в области микробиологии подготовили путь для гениальных работ (вакцина против сибирской язвы и бешенства) Л. Пастера.
К этому же периоду относятся и первые начинания в области организации ветеринарно-санитарного надзора.
Первый международный ветеринарный конгресс, состоявшийся в Гамбурге в 1863 г., выдвинул в первую очередь вопрос о необходимости проведения единообразных мероприятий по борьбе с чумой рогатого скота; работы этого конгресса оказали серьёзное влияние на окончательную ликвидацию болезни в Западной Европе.
В конце 18–19 вв. появились первые периодические ветеринарные издания. Начали также выходить ветеринарные энциклопедии.
Работы Пастера, его учеников и последователей – Э. Ру, И. И. Мечникова‚ Ш. Шамберлана, Р. Коха, Э. А. фон Беринга, П. Эрлиха, Х. И. Гельмана, О. Калниньша и других в области этиологии инфекционных болезней животных, диагностики, иммунитета, профилактики и терапии оказали значительное влияние на развитие ветеринарной науки, расширили круг её задач.
Английский врач Э. Дженнер много лет наблюдал клинику и эпизоотологию оспы у различных животных, изучал проблему передачи заразного начала, случаи невосприимчивости. В 1796 г. Дженнер приступил к вакцинации людей. Успехи в вакцинации против оспы побудили медиков и ветеринарных врачей прибегнуть к перепрививке заразного материала при чуме рогатого скота. Опыты чумопрививания, проведённые в разных странах с конца 18 в. до 19 в., оказались неэффективными. Основы борьбы с главнейшими болезнями были регламентированы законодательным путём. Для изготовления препаратов, применяемых в целях профилактики заразных болезней (вакцины, сыворотки) и диагностики (маллеин, туберкулин), необходимым явилось создание специальных учреждений (институтов, лабораторий), большинство которых вело также и исследовательскую работу по изучению инфекционных заболеваний (Пастеровский институт в Париже, 1888; Институт инфекционных болезней имени Коха в Берлине, 1891; Листеровский институт профилактической медицины в Лондоне, 1891 и др.).
Достижения ветеринарии в борьбе с болезнями животных оказали большое влияние на проведение массовых мероприятий по улучшению животноводства, в чём ощущалась особенно сильная потребность в тех районах, где создававшаяся экономическая обстановка побуждала к переходу от экстенсивных к интенсивным формам ведения животноводства. Ветеринарные врачи, как наиболее научно подготовленные к зоотехнии специалисты, приняли во всех странах близкое участие в этой отрасли сельского хозяйства.
Разработке и применению научно-практических вопросов способствовали периодически созывавшиеся международные конгрессы по ветеринарной медицине, различные съезды, общества, союзы, существовавшие в разных странах. Выраженное на первых международных конгрессах пожелание о закреплении международных связей путём создания официально объединяющего органа для разработки вопросов профилактики эпизоотий было осуществлено в форме Международной службы эпизоотий.