Ветеринария
Ветерина́рия, ветеринарная медицина (от лат. veterinarius – ухаживающий за скотом, лечащий скот), область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Термин «ветеринария» (veterinarius) впервые встречается в трактате римского писателя и агронома Колумеллы «О сельском хозяйстве» (1 в.). Римляне заимствовали это слово у кельтов; иногда римские авторы употребляли вместо слова veterinarius термины mulomedicina, mulomedicus (врач мулов). В русских источниках появление термина «ветеринария» относится к 16 в.
Ветеринария в своём историческом развитии прошла сложный путь накопления и усовершенствования знаний.
Как система наук ветеринария объединяет: анатомию (нормальную и патологическую), гистологию, микробиологию, паразитологию, вирусологию, клиническую диагностику, частную патологию и терапию внутренних болезней сельскохозяйственных животных, фармакологию, токсикологию, хирургию, акушерство (с искусственным осеменением), ветеринарно-санитарную экспертизу, эпизоотологию, зоогигиену, организацию ветеринарного дела, судебную ветеринарию и др. Ветеринария использует методы и положения физики, химии, биологии. Применение современной аппаратуры, технических средств, компьютерных технологий способствует углублению научных исследований, улучшению методов распознавания болезней животных.
Современные проблемы ветеринарии
Современные проблемы ветеринарии определяются потребностями развития сельского хозяйства и здравоохранения, а также расширением международных связей.
Ветеринарией достигнуты существенные успехи по сокращению заболеваемости и смертности среди всех видов сельскохозяйственных, продуктивных и непродуктивных животных. Активно проводятся ветеринарно-санитарные и профилактические мероприятия, создаются новые эффективные диагностические и лечебные средства и методы лечения животных. Использование компьютерных и молекулярно-генетических технологий расширили и углубили знания в области физиологических, биохимических и патологических процессов, способствовали усовершенствованию диагностики болезней, открыли перспективы для профилактики и лечения ряда болезней, наносивших прежде большой ущерб животноводству.
Ветеринария на современном этапе в гораздо большей мере, чем раньше, нацелена на поиски средств и способов предупреждения болезней. Особое внимание уделяется болезням, общим для человека и животных. Проведение плановых противоэпизоотических мероприятий позволило ветеринарной службе не допустить широкого распространения ряда инфекционных болезней, свести их проявление к спорадическим случаям или полностью ликвидировать.
В 2020 г. на территории РФ зарегистрированы спорадические случаи заболевания сибирской язвой (1 очаг), классической чумой свиней (4 очага), туберкулёзом крупного рогатого скота (3 очага), оспой овец (6 очагов), гриппом лошадей (1 очаг), не допущено заболевание чумой крупного рогатого скота и т. д. На удовлетворительном уровне находится профилактика инфекционных болезней птиц и вирусных болезней молодняка животных.
По ряду болезней эпизоотическая обстановка на протяжении последних лет не имеет тенденции к улучшению, количество заболевших остаётся высоким, и в ряде случаев болезнь получает широкое распространение. Сохраняется на высоком уровне заболевание бешенством и лейкозом крупного рогатого скота. За 2020 г. в России зарегистрировано 110 вновь выявленных неблагополучных пунктов по бешенству и 442 по лейкозу. Сохраняется высокая степень риска дальнейшего распространения в стране этих болезней. Крайне нестабильна обстановка по заболеванию ящуром животных. Если в 1991–2001 гг. в стране было зарегистрировано всего 3 неблагополучных пункта, то за период 2010–2020 гг. заболевание установлено в 70 очагах, в том числе за 2015–2020 гг. – в 33, в 2020 г. вновь выявлен 1 очаг.
Неудовлетворительные результаты получены по профилактике и ликвидации бруцеллёза крупного и мелкого рогатого скота. В советский период проделана колоссальная работа по ликвидации этой болезни. В 2001 г. оставалось всего 72 неблагополучных пункта по бруцеллёзу крупного рогатого скота, 8 – по бруцеллёзу овец. За 2015–2020 гг. бруцеллёз крупного рогатого скота зарегистрирован в 2803 пунктах, в том числе в 2015 г. – в 499, в 2020 г. – в 430. Бруцеллёз овец установлен в 216 пунктах, в том числе в 2015 г. – в 51, в 2020 г. – в 32. Заболевание бруцеллёзом стало регистрироваться в субъектах, ранее благополучных на протяжении длительного времени.
Критическая обстановка сложилась с профилактикой и ликвидацией африканской чумы свиней (АЧС). Впервые эта болезнь на территории СССР зарегистрирована в 1977 г. в одном неблагополучном пункте и была ликвидирована в первичном очаге без дальнейшего распространения на другие регионы. В течение 30 лет сохранялось стойкое благополучие по этой болезни. В 2007 г. африканская чума свиней установлена среди кабанов в Чеченской Республике и в короткий срок распространилась среди кабанов в Северной Осетии – Алании, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Среди домашних свиней впервые заболевание проявилось в Северной Осетии – Алании, а в последующем в Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Воронежской областях и Калмыкии как среди домашних свиней, так и кабанов. В этой зоне сформировался стойкий эндемический очаг, в котором периодически возникают новые неблагополучные пункты. Он является реальной угрозой дальнейшего распространения болезни. Вследствие неудовлетворительных охранно-карантинных мер возбудитель болезни был занесён в Оренбургскую, Ленинградскую, Архангельскую, Мурманскую, Нижегородскую, Курскую, Саратовскую области и Карелию.
В 2011 г. массовое заболевание АЧС установлено среди кабанов и домашних свиней в Тверской области. В последующем это заболевание распространилось среди кабанов и домашних свиней в Московской, Тульской, Калужской, Ярославской, Тамбовской, Орловской, Владимирской, Псковской, Брянской и Смоленской областях. Таким образом, в центре европейской части России сформировался второй эндемический очаг африканской чумы свиней, представляющий реальную угрозу для дальнейшего распространения болезни.
С 2007 по 2014 гг. заболевание зарегистрировано в 688 очагах, в том числе в 362 среди домашних свиней и в 326 – среди кабанов. В указанных очагах пало и уничтожено 718966 голов свиней.
В 2021 г. вспышки АЧС были зарегистрированы среди домашних и диких свиней на территории Хабаровского, Приморского и Забайкальского краёв, Республики Коми и Республики Татарстан, Амурской, Архангельской, Тверской, Магаданской, Ярославской, Владимирской, Калужской, Брянской, Курской, Тамбовской, Воронежской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Волгоградской и Ростовской областей, в Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области. Всего в 2021 г. выявлено 268 неблагополучных пунктов (175 – в популяции домашних свиней, 93 – в популяции диких свиней) в 39 субъектах России.
По данным информационно-аналитического центра Россельхознадзора, риск распространения АЧС связан с такими факторами, как нелегальные межхозяйственные перемещения живых животных и свиноводческой продукции; нарушение ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления свиней; низкий уровень биобезопасности личных подсобных хозяйств и свиноводческих предприятий с низким уровнем компартментализации; несанкционированные свалки трупов свиней, павших от АЧС, и других биологических отходов в местах свободного доступа для дикого кабана; невыполнение в полном объёме действующих Правил по борьбе с африканской чумой свиней.
Занос и распространение африканской чумы свиней стали серьёзным испытанием для ветеринарной службы страны и подтвердили существование ряда проблем в ветеринарном обслуживании. Среди них:
несовершенство организации государственной ветеринарной службы и структуры управления ею;
неудовлетворительное состояние производственной ветеринарной службы в части численности и производственных и социальных условий её деятельности;
диспропорция в правах владельцев животных и ветеринарных специалистов, лишившая последних осуществления постоянного мониторинга эпизоотического состояния хозяйств;
недооценка важности состояния ветеринарной службы со стороны государственных структур.
Несмотря на большие успехи, достигнутые современной ветеринарией в изучении гельминтозов, в практике работы ветеринарных специалистов все ещё могут встречаться случаи фасциолёза, эхинококкоза, финнозов, трихинеллёза. Остаются актуальными проблемы борьбы с арахноэнтомозами и переносчиками инфекционных и инвазионных трансмиссивных болезней опасных, в том числе, для человека.
Всё так же актуально изучение этиологии, патогенеза, методов диагностики, профилактики и лечения лейкозов животных, причиняющих большой экономический ущерб народному хозяйству.
Оздоровление внешней среды от возбудителей и переносчиков болезней и разработка более совершенных методов и способов ветеринарно-санитарной оценки продуктов животноводства и обезвреживания их имеют важное значение для животноводства и продовольственной безопасности.
Снижение потерь от внутренних незаразных и хирургических болезней животных неразрывно связано с разработкой зоогигиенических нормативов содержания и эксплуатации животных в условиях постоянно совершенствуемых форм ведения животноводства и использования новой техники.
Особое место среди проблем ветеринарии продолжает занимать борьба с бесплодием животных.
Растущие международные контакты настоятельно требуют изучения болезней, распространённых в странах Европы, Америки, Азии и Африки. В этом аспекте важное значение имеет изучение трансграничных болезней животных.
Успешное решение вопросов борьбы с болезнями животных зависит от глубокой теоретической разработки ряда вопросов общей патологии, общей эпизоотологии, патогенеза, биологии и цитологии, микроорганизмов-возбудителей, иммунитета и др.
Сложность и многогранность задач современной ветеринарии требуют улучшения подготовки кадров, особенно специалистов, вооружённых современными знаниями естественных, технических и социально-экономических наук, способных квалифицированно работать в области биохимии, биофизики, вирусологии, молекулярной микробиологии, цитологии, генетики и др.
Успешное разрешение проблем ветеринарии невозможно без широких контактов учёных и практиков, тесного взаимодействия ветеринарии с биологией, медициной, зоотехнией и другими естественными науками.
Проблемы современной ветеринарии теснейшим образом связаны с вопросами организации работы ветеринарной службы, геоинформационными системами, актуализацией и систематизацией ветеринарного законодательства.
Организация ветеринарного дела в современной России
В истории ветеринарной службы страны после распада Советского Союза и образования самостоятельного государства можно выделить два периода: первый – с 1992 по 2003 гг., когда ветеринарная служба осуществляла свои полномочия на федеральном уровне и была единой в соответствии с принятым в 1993 г. законом «О ветеринарии», и второй – с 2004 г. после административной реформы.
14 мая 1993 г. Верховным Советом России был принят закон РФ № 4979-I «О ветеринарии». До принятия закона деятельность ветеринарных специалистов в стране регламентировалась Ветеринарным уставом СССР и различными положениями, инструкциями и т. д., издаваемыми Министерством сельского хозяйства в развитие и дополнение устава.
При подготовке закона был учтён многолетний исторический опыт ветеринарной службы России, прежде всего в части структуры управления и борьбы с массовыми болезнями животных, а также проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства.
Закон установил, что основными задачами в области ветеринарии в РФ являются:
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, в том числе пушных зверей, птиц, рыб и пчёл, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;
подготовка специалистов в области ветеринарии, производство препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии;
охрана территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;
осуществление федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).
Начиная с 2001 г. в закон РФ «О ветеринарии» последовательно вносились изменения и дополнения. Документ определил: основные задачи и требования к специалистам в области ветеринарии, нормативно-правовое регулирование, полномочия России и субъектов РФ, задачи и содержание федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии. Законом регламентированы вопросы организации и системы госветслужбы России, социальной поддержки специалистов в области ветеринарии. Документ содержит раздел «Федеральный государственный ветеринарный надзор», в 2021 г. введён раздел «Государственная регистрация кормовых добавок». Определены обязанности органов исполнительной власти и соответствующих органов управления государственной ветеринарной службы в случаях возникновения очагов массовых болезней животных, а также обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан – владельцев животных и производителей продуктов животноводства. Определён порядок организации ведомственных, производственных ветеринарных служб. Определены меры по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и ответственность за нарушение ветеринарного законодательства.
Начиная с конца 20 в. активно стала развиваться ветеринарная предпринимательская деятельность. Появились частные ветеринарные клиники. Стали образовываться ветеринарные ассоциации.
Ветеринарной службе удалось не только сохранить стабильную эпизоотическую обстановку, но и ежегодно сокращать количество неблагополучных пунктов по ряду особо опасных болезней животных. По сравнению с 1991 г. количество неблагополучных пунктов по бруцеллёзу крупного рогатого скота в 2002 г. сократилось с 463 до 72, или в 6,4 раза, по бруцеллёзу овец соответственно с 18 до 8, или в 2,2 раза, по туберкулёзу крупного рогатого скота – с 1240 до 373, или в 3,3 раза, по сибирской язве с 48 до 26, или в 1,8 раза. В 2020 г. количество вновь выявленных неблагополучных пунктов по бруцеллёзу крупного рогатого скота составило 430, мелкого рогатого скота – 32.
Реформирование ветеринарной службы России было начато в 2002 г. Министерством сельского хозяйства России (Минсельхоз) был представлен в Правительство РФ проект постановления о передаче в безвозмездное пользование субъектам РФ имущества ветеринарных учреждений, находящихся в федеральной собственности. Впервые в истории России был нарушен принцип единства и вертикали управления государственной ветеринарной службой. В дальнейшем в соответствии с указом Президента России от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» были образованы подведомственные Минсельхозу России Федеральное агентство по сельскому хозяйству и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
В результате реформы была сформирована структура управления ветеринарной службой страны, на федеральном уровне состоящая из Департамента ветеринарии и Россельхознадзора. На уровне субъектов Федерации – ветеринарная служба субъекта Федерации, в административных районах руководство ветслужбой возложено на станции по борьбе с болезнями животных.
В субъектах Федерации сложились разные формы управления ветеринарной службой: департаменты, комитеты, главные управления ветеринарии, управления ветеринарии при правительствах, администрациях субъектов Федерации, управления ветеринарии в составе министерств или управлений сельского хозяйства региона, агентства по ветеринарии.
Согласно положению о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (утверждено Минсельхозом РФ 18 августа 2009), на Департамент ветеринарии были возложены полномочия осуществлять практическую реализацию функций Минсельхоза России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, включая предупреждение и ликвидацию заразных и иных болезней животных, обеспечение безопасности продукции животного происхождения в ветеринарном отношении, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, организацию обеспечения препаратами для проведения противоэпизоотических мероприятий.
В ведении Департамента ветеринарии находится подведомственное учреждение – ФГБУ «Центр Ветеринарии». Деятельность учреждения направлена на обеспечение противоэпизоотических мероприятий на территории России, а также на содействие в реализации государственной политики по биологической безопасности РФ.
Отдельное место в системе государственной ветеринарной службы занимают ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.
Лабораторно-диагностическая сеть ветеринарии соответствует современным требованиям лабораторной диагностики. В связи с расширением международной торговли, вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) лабораторные исследования должны проводиться на современном оборудовании и соответствовать международным стандартам. С этой целью строятся новые и реконструируются существующие производственные помещения лабораторий, приобретается современное оборудование и обеспечивается своевременная стажировка ветеринарных специалистов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Внедряются системы экстренной и ретроспективной диагностики многих инфекционных болезней животных и человека.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Служба осуществляет государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
В ведении Россельхознадзора находятся 20 областных, краевых, республиканских ветеринарных лабораторий. Эти лаборатории выступают в качестве испытательных центров в системе сертификации пищевых продуктов, продовольственного сырья и кормов. Ряд лабораторий имеют международную аккредитацию. Лаборатории оснащены современным оборудованием, ежегодно подтверждают результаты своей работы, участвуя в сличительных испытаниях, организованных как российскими, так и международными провайдерами.
Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория (ЦНМВЛ) – структурный элемент в системе Россельхознадзора, является референт-центром в области лабораторной диагностики и учебным центром повышения квалификации ветеринарных специалистов. Лаборатория оснащена современными, соответствующими международным требованиям приборами и оборудованием для проведения исследований высокочувствительными методами (ИФА, ПЦР, ПЦР с детекцией в режиме реального времени, жидкостной и газовой хроматографии и др.).
Россельхознадзор является оператором Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии – ФГИС ВетИС, осуществляет деятельность по её созданию, развитию и эксплуатации, в том числе автоматизированный сбор, хранение, обработку, обобщение информации, содержащейся в её базах данных, а также предоставление этой информации заинтересованным лицам.
Государственная информационная система в области ветеринарии позволяет решить одну из главных проблем в обеспечении пищевой и биологической безопасности страны – обеспечение сквозной прослеживаемости всей животноводческой продукции, причём не только в рамках РФ, но и на всей территории Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Научное обеспечение ветеринарной службы осуществляют научно-исследовательские учреждения РАН, Минобрнауки России, Минсельхоз России, учёные вузов.
Ведущие научно-исследовательские учреждения: Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени К. И. Скрябина и Я. Р. Коваленко; Федеральный исследовательский центр вирусологии и микробиологии; Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной санитарии, гигиены и экологии; Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт патологии, фармакологии и терапии; Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт птицеводства; Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт биологической промышленности; Институт экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока; Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов; Федеральный центр охраны здоровья животных; Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности.
В ряде субъектов РФ в сельскохозяйственных вузах были открыты ветеринарные факультеты. В результате в настоящее время обучение ветеринарных специалистов осуществляется более чем в 40 высших учебных заведениях. При этом только в 3 вузах ветеринария является профилирующей специальностью при подготовке кадров: в Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина, Санкт-Петербургском государственном университете ветеринарной медицины, Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана.