Пранаяма
Праная́ма (санскр. प्राणायाम, от प्राण – жизненная сила и आयाम – мастерство), йогическая практика, относящаяся к контролю над дыханием. Наряду с асаной пранаяма готовит тело адепта к более сложным практикам медитации, таким как дхьяна и самадхи. Индийская традиция хатха-йоги использует различные техники пранаямы. Трактат «Хатха-йога-прадипика» 15 в. является ключевым текстом этой традиции и включает в себя различные формы пранаямы, такие как задержка дыхания (кумбхака) и различные замки́ тела (бандха). Другие формы дыхания пранаямы включают дыхание уджайи («победоносное дыхание»), бхастрику («дыхание мехов»), капалабхати («дыхание очищающее череп», очищение шаткармы), сурья бхедана («пронзающее солнце дыхание») и успокаивающий бхрамари («жужжащий как пчела») (Haṭha Yoga. 2011. P. 772–773). Б. К. С. Айенгар, создатель собственной системы практики йоги, отмечает, что пранаяму следует выполнять только тогда, когда у человека есть прочная практика йоги, и только под руководством опытного учителя (Iyengar. 2011).
По словам учёного – практика йоги Т. Бернара, конечной целью пранаямы является задержание дыхания (кевала кумбхака), за которой следует приостановка ума (Bernard. 2007).
Техники пранаямы
Дыхание уджайи – это дыхательная техника, используемая в различных практиках йоги. Применительно к йоге его иногда называют «дыханием океана». В отличие от некоторых других форм пранаямы, дыхание уджайи обычно выполняется в сочетании с практикой асан в некоторых стилях йоги, таких как аштанга-виньяса-йога. Уджайи – это диафрагмальное дыхание, которое сначала заполняет нижнюю часть живота, поднимается к нижней части грудной клетки и, наконец, перемещается в верхнюю часть грудной клетки и горло. Вдох и выдох осуществляются через нос. «Звук океана» создаётся движением голосовой щели, когда воздух входит и выходит. По мере сужения горлового прохода сужаются и дыхательные пути, прохождение воздуха через которые создаёт «стремящийся» звук. Продолжительность и скорость дыхания контролируются диафрагмой, укрепление которой отчасти и является целью уджайи. Вдохи и выдохи имеют одинаковую продолжительность и контролируются таким образом, чтобы не причинять беспокойства практикующему.
Бхастрика – важное дыхательное упражнение в йоге и пранаяме. Иногда это рассматривается как крийя, или «очищающее действие», наряду с капалабхати для очистки дыхательных путей при подготовке к другим техникам пранаямы. Бхастрика включает в себя быстрый и энергичный процесс вдоха и выдоха, приводимый в действие движением диафрагмы. Движение воздуха сопровождается слышимым звуком. Один вдох и выдох равны одному кругу бхастрики, и её можно повторять множество последовательных кругов. Б. К. С. Айенгар (Iyengar. 2011) объясняет, что подобный процесс или крия капалабхати является более мягкой формой бхастрики пранаямы. Практика бхастрики начинается с быстрых выдохов, следующих друг за другом в быстрой последовательности. Когда необходимое количество выдохов завершено, за последним выдохом следует максимально глубокий вдох. Дыхание приостанавливается до тех пор, пока это можно сделать с комфортом. Затем очень медленно делается максимально глубокий выдох. Конец этого глубокого выдоха завершает один круг бхастрики.
Капалабхати – «дыхание, очищающее череп», также называемое «дыханием огня», является важной шаткармой, очищением в хатха-йоге. Слово «капалабхати» состоит из двух санскритских слов: капала, означающее «череп», и бхати, означающее «сияющий, освещающий». Техника предназначена в основном для очистки носовых пазух. Техника капалабхати включает короткие и сильные энергичные выдохи, а вдох происходит автоматически.
Пранаяма в буддизме
Согласно Палийскому канону, Будда до своего просветления практиковал медитативную технику, которая заключалась в том, чтобы надавливать языком на нёбо и пытаться сдерживать дыхание. Это описывается как чрезвычайно болезненное и не способствующее просветлению упражнение. В некоторых буддийских учениях говорится, что дыхание останавливается с 4-й дхьяной, хотя это побочный эффект техники, а не результат целенаправленного усилия (Bronkhorst. 1993).
В буддийской традиции для обозначения медитативной практики с концентрацией на дыхании используется термин «анапанасати» или «анапанасмрити», что означает «внимательность к дыханию» («сати» означает внимательность; «анапана» относится к вдоху и выдоху). Анапанасати распространена в тибетском буддизме, дзен-буддизме и буддизме тхеравады, а также в западных программах осознанности. Проще говоря, анапанасати означает чувствовать ощущения, вызванные движениями дыхания в теле, как это практикуется в контексте медитации осознанности.
По мнению некоторых учителей тхеравады, одна только анапанасати приведёт к удалению всех «омрачений» (клеша) и в конечном итоге к просветлению.
Более поздние индо-тибетские разработки буддийской пранаямы, которые подобны индуистским формам, можно увидеть уже в 11 в. в буддийском тексте «Амритасиддхи», который учит трём бандхам в связи с йогическим дыханием (кумбхака) (The Amṛtasiddhi. 2020).
Два наиболее важных философа махаяны – Асанга и Васубандху – в главе «Шравакабхуми» Йогачарабхуми-шастры и «Абхидхармакоше» соответственно разъясняют, что они считают анапанасати глубокой практикой, ведущей к випашьяне («проникновенному видению» – виду медитации, основанной на созерцании четырёх благородных истин и идеи невечности) (Zahler. 2009. P. 107–108).
Тибетская традиция не придала особого значения практике анапанасати. Крупнейшая тибетская школа гелуг стала рассматривать анапанасмрити как простую подготовительную практику, полезную для успокоения ума, но не более того.
Британский буддолог и писатель С. Батчелор, который много лет был монахом в линии передачи гелуг, испытал действие практик концентрации на дыхании на собственном опыте. Он пишет: «Такая систематическая практика внимательности не сохранилась в тибетских традициях. Ламы гелугпа знают о таких методах и могут указать на длинные описания внимательности в своих работах по Абхидхарме, но живое применение этой практики в значительной степени утеряно». Только в дзогчене с идеей «осознания» (ригпа) мы находим что-то подобное. Для многих тибетцев сам термин «внимательность» («сати» на пали, переведённый на тибетский как དྲན་པ་) означает почти исключительно как «память» или «воспоминание» (Batchelor. 1990).
Однако, как заметил Батчелор, в других традициях, особенно кагью и ньингма, внимательность, основанная на практике анапанасмрити, считается весьма глубоким средством успокоения ума, чтобы подготовить его к высшим практикам дзогчен и махамудры. Дзогчен (дословно «высшее совершенство» или «полное совершенство») – практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма. «Полное совершенство» обозначает изначальное состояние индивида, достигаемое или раскрываемое в созерцании. Махамудра (буквально переводится как «великая печать») – высшее духовное учение школы кагью тибетского буддизма, которое заключается в непосредственном пребывании практикующего в состоянии истинной природы ума. Для школы традиции кагью в контексте махамудры анапанасмрити считается идеальным способом для медитирующего перейти к принятию самого ума в качестве объекта медитации и порождению випашьяны на этой основе (Batchelor. 1990).
Пранаяма в современной практике йоги
А. Джайн (Jain. 2015) утверждает, что до 20 в. пранаяма упоминалась в источниках не так часто и что дыхательные практики разительно отличались от современных. Она пишет, что в то время как пранаяма в современной йоге состоит из синхронизации дыхания с движениями (между асанами), в таких текстах, как «Бхагавадгита» и «Йога-сутра» Патанджали, пранаяма означает «полное прекращение дыхания».
В начале 21 в. пранаяма является неотъемлемой частью практики йоги на Западе. Однако дыхательные практики йоги на современном этапе сильно отличаются от практик, описанных в классических трактатах. Как правило, дыхательные техники сегодня синхронизируются с практикой асан. Некоторые техники пранаямы используются отдельно от практики йоги в медитации и психологических тренингах. В целом практика пранаямы, как и практика йоги, на современном этапе приобрела характер физических упражнений, полезных для здоровья, а также техник релаксации и снятия стресса.