#Восточная философияВосточная философияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегВосточная философияВосточная философияНайденo 127 статейФилософыФилософы ГимнософистыГимнософи́сты, греческое название индийских мудрецов-аскетов. Впервые встречается у Плутарха при описании встречи Александра Македонского с мудрецами во время похода в Индию.Философы Щербатской Фёдор ИпполитовичЩербатско́й Фёдор Ипполи́тович (1866–1942), востоковед, основатель российской школы буддологии, академик РАН (1918). Вместе с С. Ф. Ольденбургом основал многотомную серию международных исследований и переводов буддийских текстов «Bibliotheca Buddhica» (1897).Термины АвидьяАви́дья, в индийской философии – незнание как причина, «корень» (мула) неподлинного восприятия мира, исходная омрачённость сознания, препятствующая постижению сущности бытия. В Упанишадах авидья – множественное, раздробленное знание, но она также может рассматриваться и как определённая сфера существования, подчинённая действию кармы, но исчезающая после достижения освобождения (мокша). В религиозно-философских системах авидья трактуется как неумение отличить вечную и подлинную реальность от временного и неподлинного.Термины Майя (термин)Ма́йя, в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая ему проявиться во всём своём многообразии. Концепция майи играет ключевую роль в адвайта-веданте Шанкары, где майя рассматривается как творческая потенция (шакти) Брахмана, целиком от него зависящая, грандиозная космическая иллюзия, которой Вселенная обязана своим появлением.Термины Манас (в индийской философии)Ма́нас, внутреннее чувство («чувственный ум»), наделённое способностью координировать и синтезировать деятельность сенсорных и моторных органов, а также следить за тем, чтобы чувственные данные поступали к познающему сознанию в определённой последовательности и чтобы психомоторные желания субъекта без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Большинство индийских философских школ считает, что манас участвует в процессе чувственного восприятия и является источником суждения.Философы Адуд ад-Дин аль-ИджиА́дуд ад-Дин аль-И́джи (около 1281 – 1355), мусульманский теолог и писатель, автор фундаментального труда «Остановки в науке калама». Систематизатор позднеашаритской теологии. Оказал значительное влияние на развитие суннитского богословия Нового времени.Божества Брахман (в философии)Бра́хман, в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него философских учениях высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир. Брахман определяется отрицательно – немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый образа, безначальный, бесконечный, «ни то ни то» (санскр. नेति नेति) и т. п. Реальность Брахмана явлена как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).Философы Ибн ШаирИбн Шаи́р (1-я половина 12 в. – около 1237), самаритянский мыслитель, писатель и правовед. Автор монументальной «Книги о различиях [между иудеями и самаритянами]», зафиксировавшей важнейшие положения самаритянского права и богословия 12–13 вв.Философы Ибрахим аль-АййаИбрахи́м аль-Аййа́ (1715–1788), самаритянский религиозный и политический лидер, писатель, философ и апологет. Автор монументального толкования книги Бытия, а также ряда поэтических и прозаических богословских трактатов.Философы Ибн РушдИбн Рушд (1126–1198), арабо-мусульманский философ, учёный, врач, правовед, представитель восточного аристотелизма (фальсафа). Составил малые, средние и большие комментарии почти ко всем произведениям Аристотеля. Ибн Рушд оказал большое влияние на философскую мысль латинского Запада, получив почётное прозвище Великий Комментатор и широкую известность как создатель теории «двойственной истины» и концепции монопсихизма, а также (по недоразумению) как ниспровергатель всех богооткровенных религий, за что критиковался. С его именем в Европе связано такое философское течение, как аверроизм. 12345