Гхош Ауробиндо
Гхош Ауроби́ндо (бенг. অরবিন্দ ঘোষ , Шри Ауробиндо, бенг. শ্রী অরবিন্দ) (15.8.1872, Калькутта, ныне Колката – 5.12.1950, Пондишери, ныне Пондичерри), индийский философ, мистик, поэт, политический деятель, один из духовных лидеров неоиндуизма. Создатель концепции «интегральной веданты», или «пурна йоги» («йоги полноты»). В 1879–1893 гг. по настоянию отца учился в Великобритании. В 1893–1905 гг. преподаватель французского и английского языков, затем директор колледжа в Бароде (ныне Вадодара, Индия). В 1905–1910 гг. активист антиколониального движения, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе, разрабатывал концепции политической независимости и самоуправления (сварадж и свадеши). В этот период испытал значительное влияние идей С. Вивекананды. Подвергался арестам и тюремному заключению. В результате пережитого в тюрьме мистического опыта с 1910 г. прекратил политическую деятельность и до конца жизни проповедовал своё учение в Пондишери. В 1926 г. вместе с француженкой Миррой Ришар (Мать) основал религиозную общину, активно действующую и поныне.
Основные труды: «Жизнь божественная» («The life divine», vol. 1–2, 1914–1916), «Эссе о Гите» («Essays on the Gita», 1928; русский перевод 2001), «Синтез йоги» («The synthesis of yoga», 1948; русский перевод 1992), «Человеческий цикл» («The human cycle», 1949; русский перевод 1992), «Идеал человеческого единства» («The ideal of human unity», 1949; русский перевод 1998) и «Савитри: легенда и символ» («Savitri: a legend and a symbol», 1950; русский перевод 1995). В философии Гхоша Абсолют сохраняет традиционное ведантистское именование «сатчидананда» («сущее–мышление–блаженство») и признаки Брахмана как Мирового сознания, «разлитого» во всём сущем, начиная с неорганических объектов и завершая сверхчеловеческими уровнями жизни. Однако в силу динамического характера Мирового сознания его отношение к миру принципиально отличается от представленного в учении Шанкары и рассматривается в терминах инволюции и эволюции. Инволюция напоминает неоплатоническую концепцию эманации (движение от «сверхразума» через «верховный разум» и различные ипостаси «разума» вплоть до «души» и материи как низшего проявления Мирового сознания). Эволюция мыслится как восхождение этих уровней сущего к Абсолюту в обратном порядке, однако в отличие от традиционной индуистской космологии Гхош считал это развитие необратимым, что лежит в основе его «космического оптимизма», веры в возможность достижения человеком сверхчеловеческих состояний с помощью «йоги полноты», позволяющей ускорить эволюционный процесс. Конечный пункт этой йоги мыслится как качественная трансформация жизни, а не как блаженство освобождения от неё (как в традиционной концепции мокши). Практическая реализация идей Гхоша (совершенствование человечества посредством «научной йоги») осуществляется последователями Гхоша в «городе будущего» – Ауровиле (Пондишери).