Дхьяна
Дхья́на (санкр. ध्यान, пали jhāna, япон. 禅那, кит. 禪那, пиньинь chánnà), «ви́дение умом», «интуитивное ви́дение», созерцание, особая сосредоточенность сознания; специальный термин, который используется в крупных религиозных системах Индии – буддизме, индуизме и джайнизме. Главное значение дхьяны в йогической практике (независимо от традиции) – вхождение сознания практикующего в ряд качественно различающихся состояний, а также процесс их развёртывания. Это приводит его к прохождению всех возможных состояний сознания в мирах, высших по отношению к «нашему» – рационально-эмпирическому, обыденному и человеческому.
В буддизме утверждается, что таких состояний множество, поэтому в рамках буддийской традиции говорят не о «дхьяне», а о «дхьянах» – подобно тому как нельзя говорить об одной скорости в управлении автомобилем: для описания движения необходимо понятие «скоростей», а не одной «скорости», и их последовательное переключение от предыдущей к последующей. В традиции индуистской йоги, напротив, дхьяна описывается как одна из восьми ступеней подготовки йога.
Первые опыты описания дхьян и практики их прохождения возникли в шраманский период Древней Индии (Bronkhorst. 1993; Jain. 2015), начавшийся ещё до Будды и Махавиры (Ray. 1999; Nicholson. 2013). В индийской йоге дхьяна – часть самонаправленного осознания и объединяющего процесса, с помощью которого йог осознаёт своё «Я» (атман), свои отношения с другими живыми существами и «абсолютную реальность». Генезис теории дхьяны в развитом, постбуддийском индуизме проследить очень трудно, хотя такие попытки предпринимались (Jones. 2006). Вполне вероятна зависимость концепции дхьян в индийской йоге от буддийских источников, поскольку именно из них мы знаем об опытах прохождения дхьян учителями Будды – Аларой Каламой и Уддакой Рамапуттой, которые известны из буддийских и джайнских источников.
Истоки практики дхьян, равно как и процесса их прохождения, – предмет академических споров. Господствующая концепция проявляется в джайнских, буддийских и ранних индуистских писаниях. Точное время оформления концепции дхьяны (вероятно, до 6 в. до н. э.) неизвестно. Вероятно, она развилась в шраманской культуре Древней Индии (Jain. 2015. P. 14–15). Размышлявшие о психопрактиках и их описаниях шраманские мыслители повлияли как на традиции астики – индийской философии, признающей авторитет священных текстов (Вед) и ведущую роль брахманского сословия, – так и настики, которая того и другого не признает. Методология «прохождения» дхьян, т. е. «созерцания дхьян одной за другой» изложена в многочисленных сакральных текстах буддийской традиции – Типитаке и некоторых сутрах буддизма махаяны, которые вошли в китайское и тибетское канонические собрания. Подробным образом описывает дхьяны также буддийская комментаторская традиция, в частности «Висуддхимагга» Буддхагхоши, буддийского комментатора из Шри-Ланки.
Дхьяна в джайнизме
В наиболее ранних джайнских текстах о дхьяне, таких как «Сутракранга», «Антакрита-дасанга» и «Рисибхашита», упоминается Уддака Рамапутта, который, согласно буддийской традиции, был одним из учителей Будды, а также создателем техник медитации випассаны и прекши (техник созерцательной медитации, последняя популярна в джайнизме). В джайнской традиции считается, что Ришабха, первый тиртханкар («создатель брода», всеведущий святой, фигура, равная понятию Будды в буддизме), разработал практики созерцания. Однако никаких исторических данных, которые это бы подтверждали, нет: джайнская традиция утверждает, что первый тиртханкар жил миллионы лет назад. В ранних джайнских текстах дхьяна упоминается как средство освобождения, но упоминания существующей специальной строгой психопрактики в них нет. Большую и систематизированную разработку термин «дхьяна» получает в поздних индуистских текстах, таких как «Йога-сутры» Патанджали (датируемых в широком диапазоне от 4 в. до н. э. до 4 в. н. э), а также в джайнских текстах, датируемых позднее 2 в. С. Джайн (Jain. 2015) утверждает, что нет никаких археологических или литературных свидетельств о происхождении систем дхьяны и йоги и что между джайнскими и буддийскими традициями, а также традициями адживики, санкхьи и йоги имеется явное сходство. Самые ранние тексты, такие как джайнская «Таттвартасутра», предполагают, что концепции и практики созерцания развивались параллельно, используя разные термины для обозначения сходных понятий.
Джайнские учёные шраманского периода (т. е. 6–5 вв. до н. э.) разработали свои собственные теории дхьяны (Bronkhorst. 1993), но в джайнских текстах почти нет подробностей (Jaini. 2014): практики дхьяны варьировались в зависимости от направлений внутри джайнской традиции (Titze. 2001. P. 266). В целом тексты джайнизма выделяют четыре типа медитации в зависимости от степени религиозного продвижения субъекта психопрактики:
Арта-дхьяна, как утверждает джайнская литература по медитации, возникает, когда человек сосредоточен на страданиях и неприятных вещах.
Раудра-дхьяна возникает, когда внимание сосредоточено на гневе, порочных идеях или объектах (Dundas. 2002. P. 166–169).
Дхармья-дхьяна сосредоточивается на этике.
Шукла-дхьяна – на чистых идеях или ярких объектах.
Как утверждает П. Дандас, эта классификация дхьяны может быть укоренённой в более ранних текстах, связанных с кашмирским шиваизмом (Dundas. 2002).
Джайнская практика созерцания дхьяны оказывается во многом сходной с индуистской моделью, направленной на эмпирический контакт с «предельным я», где йог реализует блаженную, ничем не ограниченную душу и состояние сиддха – полностью освобождённое состояние бытия.
Дхьяна в буддизме
В буддизме цель созерцания дхьян – не освобождение, а познание, поскольку среди состояний сознания, которые им соответствуют, нет как абсолютного субъекта, так и «освобождающего» состояния сознания. Возможен лишь особый выход из дхьянического созерцания, доступный только буддам. Считается, что Будда Шакьямуни, созерцая дхьяны перед окончательным уходом из мира сансары (по буддийской терминологии, перед паринирваной), вышел из четвёртой дхьяны, покинув все возможные феноменальные состояния сознания, к которым ведёт практика дхьян. Но наиболее важна концепция конечности, не-вечности любых состояний сознания, доступных как в низших (животные, жители адов), так и в человеческом или божественном мирах. Таким образом, все миры – от тех, где переживается тотальное страдание, до небесных миров непрерывного блаженства, – в буддизме считаются полностью доступными познанию. Физический мир познаётся с помощью эмпирического опыта и логики; метафизический (выходящий за пределы природы) – именно с помощью практики дхьян. Возможные состояния сознания, которые, по буддийской космологической модели, расположены выше человеческого, не несут освобождения. Буддийская космология включает две сферы, находящиеся выше мира людей (где их спутниками являются животные и жители адов), – рупа-дхату (мир форм) и арупа-дхату (мир неформ). Им соответствуют 8 дхьян. Рупа-дхату и состояниям сознания в них соответствуют дхьяны с 1-й по 4-ю. Арупа-дхату соответствуют дхьяны с 5-й по 8-ю.
1-я дхьяна проходит под знаком отделения от аффектов: чувственных желаний, злых намерений, суетности, сомнений и т. д. Концентрируясь на особом объекте, касине, адепт отмечает приход мысли об этом объекте (витарка) и её обдумывание (вичара). Пребывание в 1-й дхьяне сопровождается восторгом (пити) и радостью (сукха). 2-я дхьяна характеризуется отсутствием витарки и вичары и дальнейшей унификацией и концентрацией («самадхи»), а также восторгом и радостью. В 3-й дхьяне восторг уступает место радости и концентрации («самадхи»). Наконец, адепт входит в 4-ю дхьяну, поднимающую его как над страданием, так и над удовольствием. 4-я дхьяна является ключевым этапом буддийской медитативной практики: именно она, как считается, обладает той степенью отрешённости и отчуждённости от сансарного опыта, который позволил Будде достичь бодхи (просветления). В результате практики дхьян в сознании не остаётся ничего индивидуального, личного, оно обретает всеобъемлющую универсальность (Лысенко. 2011).
Дхьяны с 5-й по 8-ю представляют собой экспликации состояний сознания в мирах арупа-дхату (или мирах не-форм, где отсутствует опора на форму). 5-я дхьяна приводит созерцателя в состояние бесконечности пространства. При переходе с 5-й на 6-ю дхьяну созерцатель осознаёт бесконечность сознания и пребывает в состоянии бесконечности сознания. Переход с 6-й на 7-ю дхьяну знаменуется поглощением сознанием пространства или пространством сознания (Пятигорский. 2007). А 7-я дхьяна осознаётся как сфера «ничто». Последняя, 8-я дхьяна характеризуется состоянием сознания, которое описывается как «не восприятие, не невосприятие». Подробнее состояния бесформенных дхьян анализируются в буддийской комментаторской литературе, где приоритет отдаётся упомянутому выше сочинению Буддхагхоши («Висуддхимага»). Состояниям сознания с 5-й по 8-ю дхьяну, иначе именуемым «бесформенными дхьянами», в буддийской традиции уделялось значительно меньше внимания, чем первым четырём дхьянам.
Концепция дхьян в буддизме получила широкое распространение за пределами Индии. На практике дхьян (созерцании) основано несколько дальневосточных буддийских школ: чань в Китае, сон в Корее, тхиен во Вьетнаме, дзен в Японии. Собственно названия этих школ и есть транслитерация слова «дхьяна» на разные языки. В рамках данных школ происходило развитие тех или иных практик созерцания и акцент делался на различных аспектах традиции. Например, для чань-буддизма было важно противопоставление практик созерцания изучению письменных текстов. В отличие от тхеравады, в школах тибето-монгольской махаяны практикам дхьян уделялось значительно меньшее внимание. В результате у многих последователей махаяны сформировалось убеждение, что практика дхьян невозможна в современном мире, поскольку для их полноценной реализации требуется присутствие Будды. В традиции тхеравады, напротив, достижение дхьян считается возможным.