«Бхагавадгита»
«Бхагавадги́та» (санскр. भगवद्गीता – «Песнь Господа»; от санскр. bhāgavant भगवन्त् – благословенный, божественный; gīta गीत – песнь, напев, священная песнь, религиозное учение, изложенное в метрической форме), древнеиндийская религиозно-философская поэма. Первоначально самостоятельное произведение, в дальнейшем вошла в эпический свод «Махабхарата». Состоит из 700 стихов (шлок), разделённых на 18 глав. Основное учение, изложенное в «Бхагавадгите», сложилось в 3–2 вв. до н. э., но формирование текста поэмы относится к периоду от 7–6 вв. до н. э. до 8–9 вв. н. э. (время появления первых комментариев к «Бхагавадгите»).
Сюжет
«Бхагавадгита» повествует о событиях, непосредственно предшествовавших битве между Кауравами и Пандавами – двумя крупнейшими индийскими кланами. Потрясённый мыслью о предстоящем убийстве близких людей, желая уклониться от битвы, вождь Пандавов Арджуна обращается за советом к Кришне. После ответа Кришны Арджуна разрешает свои сомнения и готов участвовать в битве.
Философия
Учение «Бхагавадгиты» является синтезом мистико-ритуалистических идей Упанишад, раннего этапа учений санкхьи и йоги, теизма вишнуитской школы бхагаватов с культом Кришны как воплощения Вишну-Нараяны. Согласно «Бхагавадгите», реальность (сат) не может быть постигнута органами чувств: это неописуемый, вечный, неизменный, бескачественный, бездеятельный Абсолют, тождественный Брахману Упанишад. Он также описывается как абсолютный субъект, противопоставленный множеству познаваемых им объектов (кшетра). Однако, в отличие от Упанишад, «Бхагавадгита» придаёт более высокий статус не безличному Абсолюту, а личностному божеству – Ишваре. Как и учение санкхьи, «Бхагавадгита» относит к «миру объектов» (кшетра) не только неодушевлённые предметы, но и психические состояния, а также эмпирическое сознание (четана).
Этика «Бхагавадгиты» представляется в связи с её главной сотериологической установкой – возможно более полного уподобления Абсолюту, слияния с ним. Одним из путей к этому является основанная на полном отречении от мира медитативная практика йоги, другим (карма-йога) – пребывание в мире и совершение действий без стремления к выгодному результату, т. е. отрешённость от деяний «изнутри» при сохранении внешней активности («бездействие в действии»). Наиболее с точки зрения «Бхагавадгиты» совершенный путь к освобождению – это путь бхакти, понимаемый как благоговейная любовь к Бхагавану и почитание его.
Согласно указаниям «Бхагавадгиты» и большинства комментариев, текст поэмы должен быть не «понят» (в современном значении слова), а выучен наизусть для последующего регулярного повторения (вслух или про себя). Образы поэмы внутренне противоречивы, так что при длительном повторении адепт приходит к освобождению этих образов от всякого конкретного содержания. В результате возникает состояние длящегося, непрерывного знания-припоминания (похожего, согласно комментариям к «Бхагавадгите», на поток бесшумно льющегося масла), лишённого всякого представления о предмете. Это состояние чистого процесса осознавания получает в «Бхагавадгите» наименование «брахмананирвана», «нирвана», «твёрдая мудрость».
Значение
«Бхагавадгита» оказала влияние на многие школы индийской философии, и прежде всего на веданту, обусловив обширную комментаторскую традицию (комментарии Шанкары, Рамануджи, кашмирских шиваитов). Идеи «Бхагавадгиты» имели важное значение для индуистского возрождения 19–20 вв., особенно для А. Гхоша, Вивекананды, Радхакришнана.