Читта
Чи́тта (санскр. चित्त – мышление, ум, сознание, а также ощущение, желание, сердце), общеиндийский философский термин, обозначающий мышление как единство механизмов индивидуального сознания.
В доктрине йоги читта соответствует буддхи, или махату (высшему интеллекту) школы санкхья, однако рассматривается и шире, как аналог антахкараны, т. е. всего внутреннего психического инструмента, объединяющего буддхи, ахамкару (самосознание, чувство «эго») и манас (ментальность, рассудок). Читта, как и антахкарана, сама по себе лишена сознательности, подобно всем видоизменениям пракрити (первичной субстанции). Она лишь «отражает» свет абсолютного «Верховного Я» – пуруши, приобретая тем самым иллюзию собственного сознания. Модификации читты (читта-вритти) – истинное познание (прамана), ложное познание (випарьяя), «знание слов» (викальпа), сон (нидра) и память (смрити). Цель йоги – прекращение «колебаний» читты. Веданта понимает читту как модус внутреннего органа (антахкараны), соответствующий вниманию и сосредоточенности. В целом можно сказать, что читта – это отражение в обусловленном модусе необусловленного абсолютного принципа сознания (чит), принимающее формы различных состояний и функций психики.
В буддизме читта также является собирательным обозначением ума, сознания. Одно из наименований школы йогачара, признающей сознание единственной реальностью, – читта-матра («только ум»).
В текстах Палийского канона читта уподобляется светоносной природе, которая сама очищает себя от внешних омрачений «окрашиваемой» внешними. В абхидхармистском тексте «Пракаранапада», приписываемому Васумитре, дхармы каталогизируются в пяти рубриках, три из которых включают читту, факторы, сопровождающие читту, факторы «расторжения» связи с читтой. Читта определяется как синоним манаса и виджняны (распознавания) и как осознание объектов, опирающееся на 6 чувств (включая манас) и соответствующую им объектную сферу. Факторов, связанных с читтой, насчитывается 20 (начиная с основных эмоциональных состояний и кончая высшим «умозрением»). В том же тексте, как и в сочинении «Абхидхармакоша», рассматриваются 10 разновидностей функционирования читты, при этом различаются «чистые» и «нечистые» осознания объектов.
В ином онтологическом контексте читта занимает важное место в идеализме йогачары, согласно которому мир есть не что иное, как читта, обращающаяся на себя (читтаматра-вада). В сборнике «Йога-сутры», не без влияния буддизма, читта становится основным исходным понятием йоги, ибо цель йоги декларируется как «прекращение колебаний читты». Эти «колебания читты» распределяются (как и у буддистов) на «загрязнённые» и «не загрязнённые» аффектами и классифицируются как средства познания предметов, создание безреферентных мыслительных конструкций, заблуждение, сон и память. Спонтанная деятельность читты сравнивается Вьясой с течением реки, один из потоков которой, устремлённый к чувственным объектам, перекрывается бесстрастием, другой же, стремящийся к «различению», поддерживается йогической практикой. В веданте читта – четвёртый компонент «внутреннего инструментария» (антахкарана). В её текстах читта определяется то как «осознание» (четана), то как память. По трактату «Вивекачудамани», приписываемому Шанкаре, читта постоянно интересуется внешним миром (Шохин. 2010).
Читта в системе санкхья-йога
В системе санкхья-йога индивидуальное «Я» (джива) считается свободным духом, объединённым с физическим телом и более тесно связанным с тонким телом, состоящим из чувств, ума-манаса, эго и интеллекта. По своей природе «Я» представляет собой чистое сознание, свободное от ограничений тела и от колебаний ума-читты, т. е. сознательных душевных состояний. «Я» по незнанию смешивает себя с читтой. Читта является первым продуктом пракрити, в котором элемент саттва, т. е. сила проявления, естественно преобладает над силами раджаса и тамаса. Ум-читта по своей сущности лишён сознания, но находясь вблизи «Я», он с присущей ему силой проявления отражает сознание «Я» в такой степени, что начинает казаться обладающим сознанием и разумным. Читта отличается от манаса, представляющего собой внутреннее чувство. Имеется много различных модификаций ума-читты. Их можно разбить на пять групп: истинное познание (прамана), ложное познание (випарьяя), знание слов (викальпа), сон (нидра) и память (смрити). Истинное познание подразделяется на восприятие, логический вывод и устное свидетельство. В системе йога они объясняются почти так же, как и в системе санкхья (Чаттерджи. 1955).
Патанджали понимает субъект освобождения в полном соответствии с метафизикой санкхьи: с точки зрения высшей реальности это пуруша – мировое сознание, называемое, однако, не «буддхи» (как в санкхье), а «читта». В человеке мировое сознание представлено индивидуальным сознанием (так же читта), и оно является субъектом спасения на эмпирическом уровне. Читта объединяет интеллект (чайтанья), самосознание (являющееся отражением аханкары) и ум (манас), имеет природу трёх гун (саттвы, раджаса и тамаса). Деятельностью этих природных сил объясняется поведение человека, его стремление к чувственным вещам, господству или власти, к незнанию и неправедности или, напротив, к отрешённости, знанию и праведности. Индивидуальное сознание подвергается различным модификациям (читта-вритти), когда на него через органы чувств воздействуют различные предметы. Чистая энергия сознания – это его Пуруша, он не тождествен индивидуальному сознанию, но ошибочно себя с ним отождествляет. В действительности же читта – зрелище, а пуруша – зритель. Постичь их нетождественность позволяет медитация, называемая «Облако дхармы»: она представляет собой безобъектное сосредоточение, при котором отсутствует самосознание. Осуществить эту медитативную практику может только подготовленный йог, вставший на восьмеричный путь и прошедший значительную его часть (Канаева. 2008).
Читта в буддизме
В буддизме читта – общий термин для обозначения психики вообще (как в йоге Патанджали), а также сознания, мышления, ума, воли и намерения (синоним четана), равно как и отдельного акта мысли (синоним витарка). Хотя буддисты не признают метафизического «Я» – неизменной самости (концепция анатмавада) как постоянного центра личности, читта часто выступает как эмпирическое «Я», эго, целостность эмпирической личности. Вместе с тем читта также рассматривается как самостоятельный элемент личности (некое «другое Я»), стихийный и неуправляемый, который может приходить в противоречие с желаниями и намерениями индивида и способен нанести весомый вред, если не подчинить его жёсткому контролю.
В буддийской иконографии читта часто изображается в виде обезьяны, прыгающей с ветки на ветку, – животного, символизирующего беспорядочную активность. При этом читта считается центральным и определяющим элементом опыта, той силой, которая управляет всей человеческой активностью.
В философии школы йогачары термин «читта» употребляется наряду с терминами «виджняна» и «виджняпти» как обозначение сознания как такового, безотносительно конкретных функций мотивации, распознавания, мышления и т. п. Формула читта-матра, «только сознание» (синоним виджняпти-матра), стала своеобразным девизом этой школы и означает, что сознание является единственной реальностью, которая дана нам в опыте. Согласно йогачаре, каждой сфере существования соответствует своя читта и своя практика её очищения от «омрачений» (клеши).
Читта, развитая в практике медитации, способна «выплеснуться» за границы обычного сознания, преодолевая физические возможности тела и наделяя его сверхъестественными способностями – например, способностью летать, слышать на больших расстояниях, вспоминать прошлые жизни) и т. п. Полностью освободить читту от «загрязнений» могут лишь архаты.
Концепция сияющей читты, изначально присущей всем живым существам и содержащей потенциал к окончательному освобождению (нирвана), разделяется многими школами традиционного буддизма (тхеравада, махасангхика, дхармагуптака), однако не является для них особо значимой. В махаяне она выдвигается на первый план, трансформируясь в концепцию бодхичитты – «мысли о пробуждении» и «природы будды» (Лысенко. 2011).