Кришна (бог)
Кри́шна (санскр. कृष्ण, буквально – чёрный), в индуизме один из главных богов, культ которого – кришнаизм – составил ветвь индуизма и нашёл широкое распространение.
Происхождение
Кришна считается воплощением (аватарой) Вишну, вместе с тем его образ имеет самостоятельные древние корни. Полагают, что прототипом этого образа могло быть историческое лицо, впоследствии скрытое мифологическим персонажем, процесс становления которого был длительным и сложным.
Наиболее раннее упоминание Кришны встречается в «Чхандогья-упанишаде» (III. 17. 6), где он назван учеником мудреца Гхоры Ангирасы и сыном Дэваки. Развёрнутый образ Кришны явлен в «Махабхарате»; здесь он выступает как эпический герой, царь пастушеского племени ядавов, друг и наставник воинов-братьев Пандавов. В качестве божественного персонажа с полной определённостью Кришна представлен в «Бхагавадгите», где он говорит о себе как о высшем космическом начале, олицетворяющем Брахмана-Атмана, и вместе с тем воплощает архаический образ страшного, неумолимого и всепоглощающего времени. В уста Кришны вкладывается первая проповедь бхакти, самозабвенной любви к личному богу, в данном случае – к самому Кришне.
Один из источников образа Кришны – древний культ пяти братьев-героев, которым поклонялись пастушеские племена вришниев. Старший из братьев, Васудэва, имел прозвище Кришна и почитался как племенной царь. С течением времени он обрёл божественный статус и имя Бхагават, или Бхагаван («Податель благ»); его культ, бхагаватизм, широко распространился в 6–5 вв. до н. э. на северо-западе и востоке Индии, особенно в районе Матхуры. Вероятно, в этот период появилась фигура Кришны, заместившего среди братьев Васудэву. Мифология закрепила их близость, сделав Кришну сыном Васудэвы. С Кришной сближаются также его старший брат, Баладэва (Баларама), воплощение древнего божества плодородия, Санкаршаны, связанного с культом змей, и сестра братьев, Эканамша, также почитавшаяся как богиня, в дальнейшем – как сестра Кришны, Субхадра.
Ещё один источник развития образа Кришны связан с архаическими культами плодородия. Чёрный (точнее, тёмно-синий) цвет тела Кришны указывает на его местное (дравидийское) происхождение и, возможно, на изначально демоническую природу, которая в развитом кришнаизме преодолевается, но порой проступает в деталях, например в дальнем родстве Кришны с асурой Кансой (не случайно и то, что в буддизме имя Кришна носит демонический враг Будды). Однако в эпосе и пуранах тёмный цвет Кришны объясняется тем, что он рождён от чёрного волоса Вишну (а его брат, Баларама, – от белого). Есть основания полагать, что в древности Кришна почитался как якша (полудемоническое существо) – дух гор, камней, растений и вод. Отсюда происходит связь Кришны с горой Говардхана, рекой Ямуна (Джамна) и с календарным «тёмным» сезоном дождей. Для культа Кришны важны его ипостаси бога-младенца, бога-юноши, восходящие к древним дравидийским верованиям, но практически неизвестные эпосу. Эти фрагменты кришнаитского мифа оформляются сравнительно поздно на юге Индии. Они отражены в скульптурах 6–7 вв. в Карнатаке и в поэзии тамильских вишнуитских поэтов (альваров).
Жизнеописание Кришны
Имеющие разное происхождение эпизоды жизни Кришны, собранные вместе, образовали его жизнеописание, составившее кришнаитский мифологический канон, представленный в дополнительной книге «Махабхараты» – «Харивамше», в «Вишну-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране» (приблизительно 9–10 вв.), которая, наряду с «Бхагавадгитой», считается основным священным текстом кришнаизма. Жизни и деяниям Кришны посвящена 10-я глава этой пураны. История Кришны начинается с того, что демоническому царю племени ядавов Кансе, правившему в Матхуре, была предсказана гибель от 8-го сына его двоюродной сестры, Дэваки. Канса убивает шестерых её детей, но следующих, Балараму и Кришну, удаётся спасти: Васудэва, отец Кришны, тайком переправляет их в Гокуль, в пастушеское селение в местности Брадж, у реки Ямуна, где они становятся приёмными детьми местного царя Нанды и его жены, Яшоды. С младенческих лет Кришна проявляет чудесную силу и спасает пастухов от различных бед, в том числе от демонов-асуров, которых под разными личинами посылает Канса. Повседневная жизнь Кришны наполнена шалостями, любовными забавами и играми с пастушками (гопи). Он играет для них на флейте, танцует, водит с ними хороводы. Важнейший эпизод мифа – экстатический ночной танец Кришны с пасту́шками на берегу Ямуны. Танцуя, Кришна многократно порождает свой образ, так что каждая из пастушек получает его внимание и любовь. Но истинной его привязанности удостаивается одна – Радха. Однако женой Кришны становится Рукмини – дочь царя Видарбхи. Это происходит уже после того, как Кришна побеждает Кансу и возвращает на трон отца Кансы, законного царя Матхуры. В дальнейшем Кришна становится царём в Двараке, новой столице племени ядавов, и принимает участие в событиях, описанных в «Махабхарате». Царство ядавов погибает в результате распри. Самого Кришну случайно убивает охотник, приняв его за оленя.
Любовная тема кришнаитского мифа находит религиозно-философское толкование: тяга пастушек к Кришне символизирует влечение индивидуальной души к богу. Поэтому эпизоды мифа, связанные с детством и юношеством Кришны, исключительно популярны в Индии, они рассматриваются как возможность для последователей кришнаизма проявить свою любовь к богу (бхакти). Отождествляя себя с разными героями мифа, верующие восторгаются Кришной как шаловливым мальчишкой, сыном, братом, другом, любовником. Взаимоотношения Кришны и Радхи составляют одну из самых распространённых тем индийской поэзии, музыки, живописи, скульптуры. На основе эпизода игр Кришны с пасту́шками развивается Кришналила (или раслила) – мистериальная народная драма Северной Индии.